Поиск по каталогу:
Галерея икон
О Свято-Троицком братстве

В мастерских Свято-Троицкого Братства осуществляется много церковных ремесел и искусство народного промысла. За удивительно короткий срок существования мастерских резьба по дереву переросла в истинно народный промысел. Сегодня в Свято-Троицком Братстве изготавливают уникальные резные иконостасы, киоты, аналои, жертвенники, троны на Горнее место, выносные кресты, литийные и панихидные столы, кафедры и другие предметы церковного интерьера. Во многих храмах и монастырях продаются киоты, выполненные щигровскими умельцами.

Далее
Уникальный промысел

Маленький провинциальный городок Щигры, известный разве что тем, что здесь писатель Иван Тургенев поселил своего «Гамлета Щигровского уезда», вдруг стал… всероссийским центром производства церковного убранства. Создают здесь подлинные шедевры, украшающие лучшие храмы России и зарубежья. Откуда взялось подобное чудо?..

Далее

Главная / Галерея икон / Пётр и Феврония Муромские

Петр и Феврония Муромские

Петр и Феврония Муромские

Артикул 601760
Размер иконы
Может быть, не все знают, что в центре Москвы на Большой Никитской улице стоит маленький древний храм в честь Вознесения Господня, в котором сияет тихим светом икона с двумя святыми, предстоящими Господу во славе. Эти святые, прославившиеся несколько столетий назад, – князь и княгиня Петр и Феврония Муромские. Они открыли для благочестивых сердец красоту и высоту православной семьи.

В начале XVI века «по всем странам прошла весть, что в городе Муроме явились славные чудотворцы, дарующие исцеление приходящим к ним». В 1547 году муромские чудотворцы были канонизированы как русские святые. До сих пор сохраняются предания о беззаветной любви и преданности этих двух муромских супругов. Еще в прошлом веке в селе Ласково, где когда-то жила мудрая, прозорливая девица Феврония, рос и приносил плоды ореховый куст, который был взращен ее руками, и около этого куста поселянами была сооружена часовня с иконой Петра и Февронии. К этой часовне 25 июня (8 июля) совершался крестный ход из села Солотчи, и затем служился молебен.

Как бесценное сокровище, чтят православные люди чудотворные мощи этих святых, которые находятся в г. Муроме, прежде – под спудом в древнем Рождественском соборе, а ныне они открыты для поклонения в Свято-Троицком женском монастыре. Через них продолжают ниспосылаться духовные дары всем православным людям, с верою к ним притекающим. Особо почитаются святые Петр и Феврония как покровители супружеской благочестивой жизни, сами некогда пострадавшие за святость и нерушимость брака.

Сестры Свято-Троицкого монастыря стараются записывать все известные им случаи помощи Петра и Февронии тем, кто обращается к ним за молитвенной помощью, а также других различных чудес, совершаемых возле их нетленных мощей.

Так, в 1992 году, вскоре после торжественного перенесения мощей святых благоверных Петра и Февронии в Троицкий собор из монастырского скита, сестры заметили, что над Муромом поднимаются два светящихся в ночи столпа. А лампадки у мощей стали зажигаться сами. После этого там установили неугасимую лампаду. Во время перенесения мощей стала источать чудесное миро икона, находившаяся раньше на крышке раки святых Петра и Февронии.

Известно много случаев, когда после молитвенного обращения к святым князьям Господь даровал отчаявшимся бездетным супругам ребенка. Сестры рассказывают, что у супруги одного из спонсоров, помогавших восстанавливатъ монастырь, по молитвам святых родилась дочь. Женщине в это время было 42 года, и детей у нее не было. Муромский художник, также долго не имевший с супругой детей, стал молиться святым угодникам Божиим, и Господь даровал ему ребенка. Долго не складывались у одной женщины отношения с мужем, дело шло к разводу, но молитвами святых Петра и Февронии в семье все наладилось. Матушка одного московского батюшки рассказывала, что она молилась у святых мощей о даровании благочестивого супруга, и Господь устроил ее жизнь...

Та же благая воля Божия, которая открыла чудотворные мощи святых супругов в г. Муроме, явила частицу их и в Москве. В 1993 году она была дарована храму Вознесения Господня. Эту частицу святых мощей вставили в написанную икону благоверных супругов. Знаменательно, что вскоре после появления святых мощей в храме один из московских старожилов сообщил, что до разорения храма здесь находилась особо чтимая москвичами икона святых Петра и Февронии, поклониться которой считали своим долгом готовящиеся ко вступлению в брак и молодожены. Здесь происходило много венчаний.

И сегодня в храме можно увидеть немало молодых людей. Одни просят молитвенной помощи у святых в трудных семейных обстоятельствах, иные – благословения на вступление в брак.

История жизни святых чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи.

Прп. Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме  Павла. Однажды в семье Павла случилась беда – по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча». Прознав об этом,  Петр тотчас решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело Петра покрылось струпьями и язвами.

Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, Петр во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: «Приведи господина твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!»

Петра, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому,  большую награду. «Я хочу его вылечить, – без обиняков ответила Феврония, – но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.

Благодатная девица имела премудрость св. отцов и назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня, по Свящ. Писанию, – образ крещения и очищения грехов (Еф. 5.26), закваске же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13.21). Феврония прозрела лукавство и гордость Петра и велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и Петр вернулся к Февронии. На сей раз он сдержал свое слово. «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди».

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку. Всякие наветы пытались возводить они на княгиню, а однажды предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: «Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, – попросила княгиня. – Одинакова вода или одна слаще другой?» – «Одинакова», – отвечал тот. «Так и естество женское одинаково, – молвила Феврония. – Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?» Обличенный смутился и покаялся в душе.

Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. «Что теперь с нами будет?» – с грустью размышлял Петр, а Феврония ласково утешала его: «Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!» В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: «Да будут они утром большими деревьями». Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. Ведь коли «для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет» (Иов. 14.7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.

Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Когда пришла старость, они приняли монашество и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.