Поиск по каталогу:
Галерея икон
О Свято-Троицком братстве

В мастерских Свято-Троицкого Братства осуществляется много церковных ремесел и искусство народного промысла. За удивительно короткий срок существования мастерских резьба по дереву переросла в истинно народный промысел. Сегодня в Свято-Троицком Братстве изготавливают уникальные резные иконостасы, киоты, аналои, жертвенники, троны на Горнее место, выносные кресты, литийные и панихидные столы, кафедры и другие предметы церковного интерьера. Во многих храмах и монастырях продаются киоты, выполненные щигровскими умельцами.

Далее
Уникальный промысел

Маленький провинциальный городок Щигры, известный разве что тем, что здесь писатель Иван Тургенев поселил своего «Гамлета Щигровского уезда», вдруг стал… всероссийским центром производства церковного убранства. Создают здесь подлинные шедевры, украшающие лучшие храмы России и зарубежья. Откуда взялось подобное чудо?..

Далее

Главная / Галерея икон / Пётр и Феврония Муромские

Петр и Феврония Муромские

Петр и Феврония Муромские

Артикул 600576
Размер иконы

Нам сейчас трудно представить какой была Россия, что мы потеряли, отчего удалились. В далекое время в недрах народа русского родилось и новое имя земли нашей - Святая Русь. Святая потому, что нравственно-религиозным идеалом была православная святость, явленная во множестве святых русских, в преподобных, в святителях, в мучениках, страстотерпцев, юродивых, благоверных князей и княгинь. Святая потому, что стремится к горнему миру, а земную жизнь стремится устроить по образу небесному. Дом Пресвятой Богородицы Святая Русь главное духовное богатство России, корень русской жизни.

От лет древних украшался град Муром храмами, монастырями, хоромами, палатами, башнями и стенами неповторимыми. Муромский Свято-Благовещенский мужской монастырь одна из многих святынь русской земли. Здесь почивают мощи святых благоверных князей, крестителей Мурома, Константина, Михаила и Федора.

Благоверные супруги Петр и Феврония муромские, в иночестве Давид и Ефросинья, своим примером вразумляют нас. Иночество и православная семья – малая церковь Христова, два пути спасения и восхождения к царствию небесному, два пути возвращения в потерянный рай. В ту саму пору, когда языческая Русь делала первые шаги в деле познания истинного Бога в граде Муроме, что на реке Оке, правил благоверный князь Павел. Местные бояре чтили своего правителя за твердую волю и крепкую руку, но враг человеческий – дьявол, ненавидящий мир и добро, задумал опорочить князя и стал посылать к жене его летающего змея, дабы совращать ее на блуд.

Дьявольская хитрость проявилась в том, что змей-оборотень являлся княгине в своем мерзком неприглядном естестве, в то время как для всех окружающих он имел вид князя Павла. Княгиня не пожелала скрыть от мужа правды, и он попросил ее хитростью ли, лестью ли выведать у змея в чем его смерть: "если так сделаешь, то освободишься от него и в будущем веке судью нелицемерного Христа милостиво себе сотворишь". Княгиня выпытала у оборотня-змея, что погибнет он от Петрова плеча и Агрикова меча. Когда Петр, младший брат Павла, узнал о таком ответе змея, то он загорелся желанием добыть Агриков меч и убить оборотня. Искренно веруя во всеведующего Бога, Петр просил у него вразумления и благословения, и, однажды, когда молодой князь молился в церкви воздвижения животворящего креста Господня, явился ему светлый отрок и показал в алтарной стене проем, где и лежал Агриков меч. Поблагодарил князь Господа, услышавшего его молитву, взял меч и с того часа стал подстерегать змея.

Осенив себя крестом и возложив все упование на Господа, он взял Агриков меч и с такой силой ударил оборотня мечом, что змей вмиг омертвел, приняв свое мерзкое обличие, и ядовитая змеиная кровь, истекшая из смертельной раны, с головы до ног обрызгала молодого князя. От этого на теле Петра появились болезненные струпья и язвы, вскоре все тело Петра походило на огромную язву и не находилось ни одного врача, который бы смог исцелить больного, ибо брань начатая Петром была не с человеком, а с дьяволом и уврачевать немощь Петра мог только врач небесный. Изнемогающий от страшной болезни, Петр, как многострадальный Иов, ждал помощи от Бога.

Наслышавшись о лечебном искусстве рязанских лекарей, князь Петр велел отвезти себя в те края, а свою свиту послал вперед – искать врачей. Один юноша из княжеской свиты зашел в село Ласково, войдя в крайний дом, он увидел девицу, занятую рукоделием.

Она в одиночестве сидела за ткацким станком, а ее развлекал заяц, прыгавший перед ней. Взглянув на юношу, она сказала: "Нехорошо быть дому без ушей, а храмине без очей". Юноша ничего не понял, но решил спросить у девушки, кто живет в этом доме. В ответ он услышал: "хозяин дома сего отец мой, но пошел он вместе с матерью в заем плакать. Есть у меня и брат, но тот пошел через ноги смерть смотреть". Юноша посланник снова ничего не понял и признался в этом деве.

Та пояснила: "Если бы в доме нашем был пес, и почуял тебя, к дому подходящему, он бы лаем приход твой возвестил, то есть уши дома. А если бы в доме был отрок, он бы увидел тебя и мне бы поведал, то есть очи дому. Отец и мать мои пошли на погребение мертвого и там над ним плачут, когда же они преставятся над ними также поплачут это и есть заимный плач. Брат мой древолазец, по деревьям мед собирает, забираясь на дерево смотрит вниз, боясь упасть и разбиться". Удивленный мудростью девы, юноша поведал Февронии, так звали девицу, о жестокой болезни князя и бессилии врачей. Просвещенная благодатью Божией девушка вызвалась помочь больному излечить недуг, и княжеский посланец поспешил к Петру с благой вестью.

Луч надежды на свое выздоровление засиял в душе страждущего князя, и он приказал вести себя к Февронии. За свое излечение обещал Петр девушке многие дары, но та, не лукавя, поставила ему условие, что в награду за свое исцеление молодой князь сделает ее своей супругой. Петр был в нерешительности, ибо с трудом представлял себе в качестве княгини простолюдинку, но, сильно изнемогая от болезни, принял это условие.

Лечение Февронии не было мудреным, оно основывалось на молитве и беспредельной вере во врача небесного. Сначала девушка приказала князю вымыться в бане, а после помазать язвы и струпья не теле особенным лекарством. Петр был на все согласен. Пока Петр мылся в бане, Феврония приготовила лекарство, это была обыкновенная закваска, которая по молитве девы и милости Божией возымела огромную врачующую силу, так что язвы, смазанные ею на теле больного исчезли. Воздав хвалу Господу, молодой князь со всей своей свитой отправился опять в отеческий град Муром и с великою честью повез туда премудрую Февронию. Венчание их состоялось в соборной церкви Рождества Богородицы и радость великая была во граде Муроме.

Вскоре, после старшего брата Павла, Петр принял муромское княжество, но дьявол – враг благочестия и ненавистник любви, вложил в души бояр ненависть к блаженной Февронии за ее крестьянское происхождение и простые манеры. Однако Бог – защитник праведных, возлюбил смиренную княгиню и прославил ее милосердия ради. Однажды, один из приближенных князя пришел к нему с наветом на княгиню: "от каждого стола не почину выходит, а как доест, крошки в руку собирает, как убогая раба". Присмотрелся князь за трапезой и увидел, что княгиня, по-крестьянски, крошечки хлебные в ручку сметает. Решил князь пристыдить жену за такую простоту, взял да раскрыл ее ладонь с крошками, и зашло оттуда благоухание ладана и фимиама, а лицо Февронии просияло светом неизреченным. Понял тогда Федор, что благодать Божия почивает на кроткой и чистой сердцем жене его и перестал верить наветам, но во всем доверился Февронии, и любовь их крепла изо дня в день.

Но враг не оставил своего намерения разлучить добродетельных супругов. Вот и снова пришли бояре с челобитной жаловаться на княгиню, сначала просили, а потом и требовать стали, чтобы Петр взял себе другую, сановитую, родовитую жену, а Фервонию предлагали задобрить подарками да отправить куда-нибудь подальше от глаз завистливых боярынь. Грозились бунтом и непослушанием княжеской воле, но князя Петра уже не волновала суета житейская, не имел он пристрастия к мирской славе, в его сердце царствовал Христос.

Но ради мира и спокойствия муромского княжества он решил покинуть родную вотчину и увезти любимую жену подальше от людской ненависти и клеветы. Два небольших суденышка отчалили от берега, быстрые воды реки Оки подхватили их и понесли. Князь Петр и княгиня его Феврония покинули жестокий тщеславный город, все упование возложив на Бога. Недолгло продолжалось добровольное изгнание княжеской четы. Разыскали их посланники-вельможи, кинулись князю в ноги, просили вернуться в дом свой и на престол княжеский, ибо много бояр погибло в междоусобной брани за право воссесть на него.

И княгиню Февронию молили со слезами вернуться в Муром, чтобы в княжестве снова воцарились мир и благодать Божия. Не стали супруги поминать боярские угрозы и оскорбления, вняли просьбам посланников, вернулись в родные края, где стали княжить по-прежнему. Господь вел их по жизненному пути и помогал во всех их начинаниях, показывая чудеса чудные там, где присутствовала богоизбранная чета, ибо князь Петр с княгиней своей Февронией были всем как отец и мать чадолюбивые. Как истинные пастыри, а не наемники жили праведно и преподобно, непрестанно пребывая в благочестии и всячески угождая творцу своему. Особая благодать почивала и на княгине, все чего ни касались ее легкие руки, на чем не останавливала она свой кроткий взор - все преображалось. Под действием молитвы Февронии обгоревшие пеньки за ночь превращались в зеленеющие деревья, звери и птицы вся природа тянулись к блаженной, ища привета и ласки. И князь Петр, неоднократно уверявшийся в мудрости и благочестии своей супруги, всегда с доверием и благодарностью относился к ее советам и словам.

В то время существовал на Руси обычай заканчивать свою временную земную жизнь в монастыре, чтобы приготовить и очистить душу свою для жизни вечной. Облеклись в

иноческие одежды и благочестивые супруги. Свою новую равноангельную жизнь Петр начал в монастрые с имененм Давид, а для инокини Ефросиньи, бывшей княгини Февронии стал Крестовоздвиженский женский монастырь.

Но, будучи разделены высокими монастырскими стенами, они по-прежнему соединяли свои молитвы в едином божественном порыве и просили Господа не разлучать их и по смерти, чтобы умереть им в одночасье и быть положенными в одном гробу, который уже давно приготовили для себя. И Господь, в который раз услышал их мольбу, когда Петр – инок Давид, почуствовал приближение смерти, то через гонца предупредил Евдокию – Февронию, чтобы быть и ей наготове, а она как раз в это время заканчивала вышивать воздух с ликами святых угодников. Уж очень хотелось Ефросинье закончить свою работу, потому и попросила передать Давиду, чтобы потерпел еще немного.

Вторично идет гонец с вестью, что кончается ее бывший муж и ждет ее, еще быстрее замелькала игла в руках инокини, уж близится конец работе, но когда в третий раз гонец переступил порог кельи, то Ефросинья оставила свое дело, иглу в ткань воткнула, нитку прикрутила и сказала гонцу: "иди, скажи ему и я иду с тобой в сей час".

Так оно и случилось, что взыскал Господь души праведников в одночасье месяца июня, в двадцать пятый день лета 1228. После смерти, их святые тела были положены в отдельных гробах и в разных церквах, ибо непозволительно было класть иноческие тела в одном гробу.

На утро увидели, что тела праведников покоятся вместе в том самом гробу, который они приготовили для себя еще при жизни. Трижды покушались люди разлучить тела супругов и трижды находили их лежащими в одном гробу, тогда только стало всем понятно, что к этому есть особое Божие благоволение и мощи праведной четы доныне возлежат в едином гробу, источая чудное благоухание и всем с верой приходящим подают помощь и исцеление.

По слову преподобного Силуана Афонского, святые живут любовью Христовой, которая есть Божественная сила, созидающая и содержащая мир, и, поэтому велико значение их молитв. Святой Варсанофий, например, свидетельствует, что в его время молитва трех мужей удерживала мир от катастрофы. Ради неведомых миру святых изменяется течение исторических и даже космических событий и потому каждый святой есть явление космического характера, значение которого выходит за пределы земной истории в мир вечности. Святые – соль земли, они смысл ее бытия, они тот плод, ради которого она хранится. А когда земля перестанет рождать святых, тогда отнимется от нее сила удерживающая мир от катастрофы.

В третьем тысячелетии православная церковь является единственной силой, сдерживающей окончательное воцарение зла. Мир только потому еще и существует, что живо святое православие. Господь Бог прославил благоверных Петра и Февронию, любовь которых победила даже саму смерть. Теперь они вместе молятся о всех супругах, особоенно о тех, кто хочет мира и любви в семье.