Главная / Галерея икон / Пётр и Феврония Муромские
Петр и Феврония Муромские |
Размер иконы
Нам сейчас трудно представить какой была Россия, что мы потеряли, отчего удалились. В далекое время в недрах народа русского родилось и новое имя земли нашей - Святая Русь. Святая потому, что нравственно-религиозным идеалом была православная святость, явленная во множестве святых русских, в преподобных, в святителях, в мучениках, страстотерпцев, юродивых, благоверных князей и княгинь. Святая потому, что стремится к горнему миру, а земную жизнь стремится устроить по образу небесному. Дом Пресвятой Богородицы Святая Русь главное духовное богатство России, корень русской жизни.
От лет древних украшался град Муром храмами, монастырями, хоромами, палатами, башнями и стенами неповторимыми. Муромский Свято-Благовещенский мужской монастырь одна из многих святынь русской земли. Здесь почивают мощи святых благоверных князей, крестителей Мурома, Константина, Михаила и Федора.
Благоверные супруги Петр и Феврония муромские, в иночестве Давид и Ефросинья, своим примером вразумляют нас. Иночество и православная семья – малая церковь Христова, два пути спасения и восхождения к царствию небесному, два пути возвращения в потерянный рай. В ту саму пору, когда языческая Русь делала первые шаги в деле познания истинного Бога в граде Муроме, что на реке Оке, правил благоверный князь Павел. Местные бояре чтили своего правителя за твердую волю и крепкую руку, но враг человеческий – дьявол, ненавидящий мир и добро, задумал опорочить князя и стал посылать к жене его летающего змея, дабы совращать ее на блуд.
Дьявольская хитрость проявилась в том, что змей-оборотень являлся княгине в своем мерзком неприглядном естестве, в то время как для всех окружающих он имел вид князя Павла. Княгиня не пожелала скрыть от мужа правды, и он попросил ее хитростью ли, лестью ли выведать у змея в чем его смерть: "если так сделаешь, то освободишься от него и в будущем веке судью нелицемерного Христа милостиво себе сотворишь". Княгиня выпытала у оборотня-змея, что погибнет он от Петрова плеча и Агрикова меча. Когда Петр, младший брат Павла, узнал о таком ответе змея, то он загорелся желанием добыть Агриков меч и убить оборотня. Искренно веруя во всеведующего Бога, Петр просил у него вразумления и благословения, и, однажды, когда молодой князь молился в церкви воздвижения животворящего креста Господня, явился ему светлый отрок и показал в алтарной стене проем, где и лежал Агриков меч. Поблагодарил князь Господа, услышавшего его молитву, взял меч и с того часа стал подстерегать змея.
Осенив себя крестом и возложив все упование на Господа, он взял Агриков меч и с такой силой ударил оборотня мечом, что змей вмиг омертвел, приняв свое мерзкое обличие, и ядовитая змеиная кровь, истекшая из смертельной раны, с головы до ног обрызгала молодого князя. От этого на теле Петра появились болезненные струпья и язвы, вскоре все тело Петра походило на огромную язву и не находилось ни одного врача, который бы смог исцелить больного, ибо брань начатая Петром была не с человеком, а с дьяволом и уврачевать немощь Петра мог только врач небесный. Изнемогающий от страшной болезни, Петр, как многострадальный Иов, ждал помощи от Бога.
Наслышавшись о лечебном искусстве рязанских лекарей, князь Петр велел отвезти себя в те края, а свою свиту послал вперед – искать врачей. Один юноша из княжеской свиты зашел в село Ласково, войдя в крайний дом, он увидел девицу, занятую рукоделием.
Она в одиночестве сидела за ткацким станком, а ее развлекал заяц, прыгавший перед ней. Взглянув на юношу, она сказала: "Нехорошо быть дому без ушей, а храмине без очей". Юноша ничего не понял, но решил спросить у девушки, кто живет в этом доме. В ответ он услышал: "хозяин дома сего отец мой, но пошел он вместе с матерью в заем плакать. Есть у меня и брат, но тот пошел через ноги смерть смотреть". Юноша посланник снова ничего не понял и признался в этом деве.
Та пояснила: "Если бы в доме нашем был пес, и почуял тебя, к дому подходящему, он бы лаем приход твой возвестил, то есть уши дома. А если бы в доме был отрок, он бы увидел тебя и мне бы поведал, то есть очи дому. Отец и мать мои пошли на погребение мертвого и там над ним плачут, когда же они преставятся над ними также поплачут это и есть заимный плач. Брат мой древолазец, по деревьям мед собирает, забираясь на дерево смотрит вниз, боясь упасть и разбиться". Удивленный мудростью девы, юноша поведал Февронии, так звали девицу, о жестокой болезни князя и бессилии врачей. Просвещенная благодатью Божией девушка вызвалась помочь больному излечить недуг, и княжеский посланец поспешил к Петру с благой вестью.
Луч надежды на свое выздоровление засиял в душе страждущего князя, и он приказал вести себя к Февронии. За свое излечение обещал Петр девушке многие дары, но та, не лукавя, поставила ему условие, что в награду за свое исцеление молодой князь сделает ее своей супругой. Петр был в нерешительности, ибо с трудом представлял себе в качестве княгини простолюдинку, но, сильно изнемогая от болезни, принял это условие.
Лечение Февронии не было мудреным, оно основывалось на молитве и беспредельной вере во врача небесного. Сначала девушка приказала князю вымыться в бане, а после помазать язвы и струпья не теле особенным лекарством. Петр был на все согласен. Пока Петр мылся в бане, Феврония приготовила лекарство, это была обыкновенная закваска, которая по молитве девы и милости Божией возымела огромную врачующую силу, так что язвы, смазанные ею на теле больного исчезли. Воздав хвалу Господу, молодой князь со всей своей свитой отправился опять в отеческий град Муром и с великою честью повез туда премудрую Февронию. Венчание их состоялось в соборной церкви Рождества Богородицы и радость великая была во граде Муроме.
Вскоре, после старшего брата Павла, Петр принял муромское княжество, но дьявол – враг благочестия и ненавистник любви, вложил в души бояр ненависть к блаженной Февронии за ее крестьянское происхождение и простые манеры. Однако Бог – защитник праведных, возлюбил смиренную княгиню и прославил ее милосердия ради. Однажды, один из приближенных князя пришел к нему с наветом на княгиню: "от каждого стола не почину выходит, а как доест, крошки в руку собирает, как убогая раба". Присмотрелся князь за трапезой и увидел, что княгиня, по-крестьянски, крошечки хлебные в ручку сметает. Решил князь пристыдить жену за такую простоту, взял да раскрыл ее ладонь с крошками, и зашло оттуда благоухание ладана и фимиама, а лицо Февронии просияло светом неизреченным. Понял тогда Федор, что благодать Божия почивает на кроткой и чистой сердцем жене его и перестал верить наветам, но во всем доверился Февронии, и любовь их крепла изо дня в день.
Но враг не оставил своего намерения разлучить добродетельных супругов. Вот и снова пришли бояре с челобитной жаловаться на княгиню, сначала просили, а потом и требовать стали, чтобы Петр взял себе другую, сановитую, родовитую жену, а Фервонию предлагали задобрить подарками да отправить куда-нибудь подальше от глаз завистливых боярынь. Грозились бунтом и непослушанием княжеской воле, но князя Петра уже не волновала суета житейская, не имел он пристрастия к мирской славе, в его сердце царствовал Христос.
Но ради мира и спокойствия муромского княжества он решил покинуть родную вотчину и увезти любимую жену подальше от людской ненависти и клеветы. Два небольших суденышка отчалили от берега, быстрые воды реки Оки подхватили их и понесли. Князь Петр и княгиня его Феврония покинули жестокий тщеславный город, все упование возложив на Бога. Недолгло продолжалось добровольное изгнание княжеской четы. Разыскали их посланники-вельможи, кинулись князю в ноги, просили вернуться в дом свой и на престол княжеский, ибо много бояр погибло в междоусобной брани за право воссесть на него.
И княгиню Февронию молили со слезами вернуться в Муром, чтобы в княжестве снова воцарились мир и благодать Божия. Не стали супруги поминать боярские угрозы и оскорбления, вняли просьбам посланников, вернулись в родные края, где стали княжить по-прежнему. Господь вел их по жизненному пути и помогал во всех их начинаниях, показывая чудеса чудные там, где присутствовала богоизбранная чета, ибо князь Петр с княгиней своей Февронией были всем как отец и мать чадолюбивые. Как истинные пастыри, а не наемники жили праведно и преподобно, непрестанно пребывая в благочестии и всячески угождая творцу своему. Особая благодать почивала и на княгине, все чего ни касались ее легкие руки, на чем не останавливала она свой кроткий взор - все преображалось. Под действием молитвы Февронии обгоревшие пеньки за ночь превращались в зеленеющие деревья, звери и птицы вся природа тянулись к блаженной, ища привета и ласки. И князь Петр, неоднократно уверявшийся в мудрости и благочестии своей супруги, всегда с доверием и благодарностью относился к ее советам и словам.
В то время существовал на Руси обычай заканчивать свою временную земную жизнь в монастыре, чтобы приготовить и очистить душу свою для жизни вечной. Облеклись в
иноческие одежды и благочестивые супруги. Свою новую равноангельную жизнь Петр начал в монастрые с имененм Давид, а для инокини Ефросиньи, бывшей княгини Февронии стал Крестовоздвиженский женский монастырь.
Но, будучи разделены высокими монастырскими стенами, они по-прежнему соединяли свои молитвы в едином божественном порыве и просили Господа не разлучать их и по смерти, чтобы умереть им в одночасье и быть положенными в одном гробу, который уже давно приготовили для себя. И Господь, в который раз услышал их мольбу, когда Петр – инок Давид, почуствовал приближение смерти, то через гонца предупредил Евдокию – Февронию, чтобы быть и ей наготове, а она как раз в это время заканчивала вышивать воздух с ликами святых угодников. Уж очень хотелось Ефросинье закончить свою работу, потому и попросила передать Давиду, чтобы потерпел еще немного.
Вторично идет гонец с вестью, что кончается ее бывший муж и ждет ее, еще быстрее замелькала игла в руках инокини, уж близится конец работе, но когда в третий раз гонец переступил порог кельи, то Ефросинья оставила свое дело, иглу в ткань воткнула, нитку прикрутила и сказала гонцу: "иди, скажи ему и я иду с тобой в сей час".
Так оно и случилось, что взыскал Господь души праведников в одночасье месяца июня, в двадцать пятый день лета 1228. После смерти, их святые тела были положены в отдельных гробах и в разных церквах, ибо непозволительно было класть иноческие тела в одном гробу.
На утро увидели, что тела праведников покоятся вместе в том самом гробу, который они приготовили для себя еще при жизни. Трижды покушались люди разлучить тела супругов и трижды находили их лежащими в одном гробу, тогда только стало всем понятно, что к этому есть особое Божие благоволение и мощи праведной четы доныне возлежат в едином гробу, источая чудное благоухание и всем с верой приходящим подают помощь и исцеление.
По слову преподобного Силуана Афонского, святые живут любовью Христовой, которая есть Божественная сила, созидающая и содержащая мир, и, поэтому велико значение их молитв. Святой Варсанофий, например, свидетельствует, что в его время молитва трех мужей удерживала мир от катастрофы. Ради неведомых миру святых изменяется течение исторических и даже космических событий и потому каждый святой есть явление космического характера, значение которого выходит за пределы земной истории в мир вечности. Святые – соль земли, они смысл ее бытия, они тот плод, ради которого она хранится. А когда земля перестанет рождать святых, тогда отнимется от нее сила удерживающая мир от катастрофы.
В третьем тысячелетии православная церковь является единственной силой, сдерживающей окончательное воцарение зла. Мир только потому еще и существует, что живо святое православие. Господь Бог прославил благоверных Петра и Февронию, любовь которых победила даже саму смерть. Теперь они вместе молятся о всех супругах, особоенно о тех, кто хочет мира и любви в семье.