Поиск по каталогу:
Галерея икон
О Свято-Троицком братстве

В мастерских Свято-Троицкого Братства осуществляется много церковных ремесел и искусство народного промысла. За удивительно короткий срок существования мастерских резьба по дереву переросла в истинно народный промысел. Сегодня в Свято-Троицком Братстве изготавливают уникальные резные иконостасы, киоты, аналои, жертвенники, троны на Горнее место, выносные кресты, литийные и панихидные столы, кафедры и другие предметы церковного интерьера. Во многих храмах и монастырях продаются киоты, выполненные щигровскими умельцами.

Далее
Уникальный промысел

Маленький провинциальный городок Щигры, известный разве что тем, что здесь писатель Иван Тургенев поселил своего «Гамлета Щигровского уезда», вдруг стал… всероссийским центром производства церковного убранства. Создают здесь подлинные шедевры, украшающие лучшие храмы России и зарубежья. Откуда взялось подобное чудо?..

Далее

Главная / Галерея икон / Серафим Саровский

Серафим Саровский

Серафим Саровский

Артикул 600623
Размер иконы
Великий Старец земли русской.
 
Как с живым со мной говорите,
и всегда я для вас жив буду

100 лет назад - 1 августа 1903 г. - состоялось торжественное прославление великого святого старца и молитвенника за землю Русскую преподобного Серафима Саровского (1759-1833 гг.)

Дивеево - это холм, вкруг которого вьются семь некогда полноводных речек и речушек. Ручьев же и святых целебных источников здесь не счесть.

Дивеево - это гора средь России, а на горе - диво, видное отовсюду православным людям: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Всего в 15 верстах от Сарова (знаменитого Арзамаса-16 - колыбели водородной бомбы, устроенной в древней Саровской Успенской обители). Именно здесь, в Дивееве, находится четвертый после греческого Афона, Иверии (Грузии) и Киева Удел Самой Царицы Небесной. К тому же Дивеево - это особое, единственное в мире место, куда не пройдет антихрист, когда он захватит весь мир.

Вот и сегодня, зная это пророчество, толпится возле Дивеева народ. "Счастлив тот, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет сутки: с утра и до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная каждые сутки посещает Дивеево! " - говорил сестрам обители батюшка Серафим.

И еще: кто по завету преподобного старца канавку с молитвой пройдет, да полтораста раз "Богородице Дево, радуйся… " прочтет, тому весь год будет великая помощь в добрых делах.

"Крепка Владычица наша, - пишет святитель Димитрий Ростовский, - ибо царица есть всея видимыя и невидимый твари… и все стихии повинуются Ей, небо и земля, воздух и море послушают Ея, и все противные духи, страхом одержимые, трепещут, бояшеся имени Ея святаго…"

Преподобный Серафим, в миру Прохор Мошнин, родился 19 июля 1759 года в семье курского купца. Родители Прохора были очень благочестивы. Отец, Исидор Мошнин, имел несколько кирпичных заводов и занимался строительством. Самая знаменитая его постройка - храм во имя преподобного Сергия Радонежского, сделанный по проекту архитектора Растрелли, сохранился до сих пор. Здесь на строительстве храма, с маленьким Прошей произошел случай, который можно объяснить только чудом. После смерти отца мать Прохора продолжала строительство и часто брала сына с собой.

Как-то раз они вместе поднялись наверх колокольни, и мальчик, подойдя к краю площадки, вдруг сорвался вниз. Сбежав с колокольни, перепуганная мать увидела своего ребенка, стоящего на ногах целым и невредимым. Здесь же, под Курском, находится Курская Коренная обитель, названная так в честь чудотворной иконы Божией Матери "Знамение", или "Курская коренная", найденной более 700 лет назад в корнях дуба над целебным источником. Каждое лето из Коренной пустыни с этой иконой совершается в город крестный ход. Когда Прохору исполнилось десять лет, он неожиданно тяжело заболел, да так, что врачи пророчили неминуемую смерть. И вот мальчику во сне явилась Богородица и обещала посетить его и исцелить. Вскоре был крестный ход с Образом Богородицы. Когда он поравнялся с домом Мошнипых, разразился сильнейший ливень, и икону внесли в дом. Чудотворный образ приложили к умирающему, и с этой минуты мальчик пошел на поправку.

В восемнадцать лет юный Прохор (младший сын в семье) принял решение стать монахом. Но вначале он отправился в Киев, по стопам основоположника русского монашества Феодосия Киево-Печорского, бывшего также уроженцем Курска. Здесь, в третьем Уделе Богородицы, Прохор получает благословение известного старца Досифея стать послушником Саровского монастыря, где после восьми лет трудов, поста и молитв он становится монахом с именем Серафим, что означает "пламенный". Отсюда он придет в Дивеево дважды: один раз живым наставником и строителем известного теперь на весь мир монастыря, которому, по его пророчеству, суждено стать Лаврой, и второй раз - уже после кончины.

В Сарове преподобный Серафим совершил немало подвигов, духовный смысл которых не всегда понятен человеку светскому, мирскому. Здесь он удалялся на несколько лет в затвор, - прекращал всякое общение с людьми, чтобы в чтении Священного Писания и молитве лучше узнать Бога. Здесь он простоял 1000 дней и ночей на камне, молясь за весь мир. "Спасайся, и тысячи вокруг тебя спасутся", - говорил он потом. И слава о великом подвижнике, помимо всяких газет, привлекала в Саров всю Россию. Есть указания на то, что здесь, во время "Болдинского сидения", когда въезд в Москву запретили из-за карантина, у благодатного старца побывал Александр Сергеевич Пушкин, и тот в деталях предсказал поэту судьбу, которая последует сразу за его женитьбой.

Когда преподобный Серафим жил один в глухом лесу, то он, как некогда его предшественник Сергий Радонежский, был в гармонии с окружающим миром, точно так же, как Сергий, кормил с руки приходящего к нему медведя. Точно так же, как и в Троице-Сергиевой обители, но его молитве начинает бить из земли целебный источник… Точно так же он испытывает нападение злобных сил, побеждая их смирением.

В последние годы жизни подвижника Сама Пресвятая Богородица возложила па него заботу об окормляемом им женском Дивеевском монастыре, в который могли поступать бесприютные девицы-сироты, у которых не было ни крова, ни защитника. Матерь Божия Сама многое ему предсказала о житии сестер и о правилах молитвы для них.

Преподобный Серафим скончался 2 января 1833 года и погребен был у алтаря Успенского Собора Саровской пустыни.

В 1927 году безбожные власти закрыли Саровский монастырь и мощи святого увезли в неизвестном направлении. Чтобы скрыть следы, ночью из ворот монастыря выехали в разные стороны четверо саней. Но те, что направились в город Ардатов, встречали по пути колокольным звоном. После Ардатова следы останков святого старца теряются.

Только в 1990 году они были вновь обретены в Казанском соборе Санкт-Петербурга (куда, в "музей атеизма", свозили многие православные святыни). В 1991 году мощи Серафима Саровского были торжественно, с крестным ходом, перевезены в московский Богоявленский собор. В феврале, среди зимы вся православная Москва пела тогда Пасхальные гимны, а затем, уже летом, в Дивееве. И опять вся Россия, как и в 1903 году при прославлении святого, пела: "Христос Воскресе из мертвых…"

Всю Россию пронизывают незримые духовные нити. Они связывают Киев, святую гору Афон, Иерусалим и сотни больших и малых обителей, а также подвижников Православия сегодня и в прошлом. Саму Державу нашу крепят. Род Ушаковых дал России трех святых: прославленного адмирала, его дядю - настоятеля Санаксарского монастыря и дивеевскую игуменью Марию. Укреплению Серафимо-Дивеевской обители послужил всемирно известный святой богослов Феофан Затворник. А имя монастырского послушника Аникиты, первым узнавшего о кончине преподобного Серафима, мы встречаем в Греции, на Афоне, где князь Аникита Ширинский-Шихматов возрождает Старый и Новый Русик - русские монастырь и скит.

Самая же поразительная связь Дивеева - с церковным прославлением царской семьи императора Николая II. Здесь, в Дивееве, императору было передано предсказание преподобного Серафима о его грядущей трагической судьбе. Здесь же святой старец произнес слова: "Который царь меня прославит, того я прославлю". В 1903 году церковное прославление в лике святых преподобного Серафима состоялось по воле и при непосредственном участии государя императора. Здесь, в Дивееве, возле чудесной канавки, растет лиственница, посаженная в день рождения наследника, царевича Алексея, данного России по молитвам преподобному Серафиму. Несомненно, что и прославление царской семьи состоялось по молитвам преподобного. Все помнят чудесные знамения: сотни молний над Троицким дивеевским храмом, где покоятся мощи старца, как раз накануне архиерейского собора, на котором состоялась канонизация последнего русского царя.

Что же представляла собой канавка? Она была создана в последние годы жизни преподобного Серафима. Батюшка очень торопился с устройством этой канавки, то есть той дорожки, по которой прошла Царица Небесная. Вот что писал отец Василий Садовский в своих записках: "Много чудесного говорил батюшка Серафим об этой канавке, что это стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Царица Небесная. Эта канавка до небес высока. Землю эту взяла в Удел Сама Госпожа Пречистая Богородица. "Тут у меня, - говорил батюшка, - и Афон, и Киев, и Иерусалим. И как антихрист придет, везде пройдет, а канавки этой не перескочит". Рыли сестры эту канавку до самой кончины батюшкиной, к концу его жизни, по приказанию его, и зимой и летом не переставая, огонь брызгал от земли, когда топором ее рубили, но переставать не велел". В 1829 году пришло распоряжение о жертве трех десятин земли по просьбе батюшки Серафима. Было великое торжество, все запасли камушки и стали класть между вбитыми колышками. Весной батюшка велел опахать эту землю сохою по одной борозде три раза. Землю опахивали по камушкам, расположенным заранее. Батюшка Серафим приказывал вырытую землю бросать внутрь обители, чтобы образовался вал в три аршина. Батюшка прислал семян цветов, чтобы посадить их по канавке. Внутри канавки были посажены красивые деревья.

Какое это благодатное чувство идти по канавке с четками в руках, читая 150 раз молитву "Богородице Дево, радуйся".

По канавке шли паломники, повторяя путь Богоматери, шли монахи, священники и архиереи, шли умиротворенные, набравшиеся духовных сил для трудного жизненного пути".

Как же эта канавка-зашитительница встанет до самого неба? Не стенка ведь, не горка… А она уже потихонечку встает. Здесь духовный смысл. Вся Россия едет в Дивеево лечиться - смывать с себя грехи. Внешне канавка похожа на окоп полного профиля. Но ведь и битва, какая предстоит! Великая духовная брань. Каждый вечер, после службы в храме, канавку обходят с молитвой и крестом сестры-монахини и паломники, которых здесь за год бывает не одна сотня тысяч. А скольких еще не пустила каждодневная суета?

Рассказывают, что в тяжелые, жестокие для христиан двадцатые годы, возле канавки не раз видели какие-то необычные, неясные в сумерках фигуры (одна даже показалась ростом в два этажа). Но эти зловещие тени исчезали, стоило произнести имя Богородицы. После закрытия монастыря канавку засыпали мусором и нечистотами, даже проложили по дну канализацию, - чтобы уж совсем надругаться. Да и в начале века по ней попытались ездить па телегах, да царь это безобразие прекратил. По завещанию преподобного канавку расчищают и завершают исключительно девы. Здесь, внутри духовного окопа, откуда переселили еще не всех жителей многочисленных лачуг, будет их, девичья, обитель - "киновия". "Радость моя! " - эти слова батюшки Серафима вспоминаешь, глядя на сияющие во время работы лица юных послушниц.

Дивеевская обитель вновь строится и расширяется. Здесь будут православные школы, в которых будут учиться по учебникам, где не будет вопросов "почему мне нравится ведущий телешоу? " и заданий нарисовать "робота-убийцу". Вот если бы всю нашу землю Русскую канавкой обнести! А, может, канавка вширь растет?

Юрий Исатов
июль 2003 г.