Главная / Галерея икон / Сергий Радонежский
Сергий Радонежский |
Размер иконы
Преподобный Сергий Радонежский (1315—1392 гг.).
Прости нас, преподобный отче Сергие, если мы дерзнем теперь мысленно войти в твою пустынную, убогую келию, чтобы грешным умом своим проникнуть в сокровенное святилище души твоей и утешить себя созерцанием незримых миру твоих подвигов!..
Из книги Архимандрита Никона “Жития и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия. Св.-Тр.-Серг. Лавра, 1904г.
Великий печальник и заступник русской земли, преподобный и Богоносный отец наш, Игумен Радонежский и всея России чудотворец, возбранный воевода, — так с любовью почитают величайшего святого Отчизны нашей. Он же называл себя “грешным черницем”, бежал от суетной славы человеческой как от погибели, “никогда не одевался он в красивые или мягкие одежды”, трудился наравне со всеми и даже сверх того, выполняя самую неблагодарную и трудную работу, вместе с тем был носителем истинного православного духа, высшей степени благочестия и святости.
Ему суждено было сыграть особую роль, как в обновлении духа русского подвижничества, так и в общественно-политической жизни страны. Именно св. Сергий Радонежский благословил Великого князя Димитрия Иоанновича Донского и других русских воинов перед Куликовской битвой в 1380 году, именно его усилиями объединяются русские князья против монголо-татарского ига. Именно преп. Сергием зажжен благодатный огонь нового подвижничества и святости на Руси.
Преподобный Сергий Радонежский обладал великим даром прозорливости и ясновидения, пророчества и целительства. Во время Куликовской битвы, где сложили свои головы, как свидетельствует летопись, более 100 000 русских воинов, а вернулось лишь 40 000, святитель, по сути дела, ясно видел весь ход сражения: “Телом стоял он на молитве во храме Пресвятыя Троицы, а духом был, прозревая очами веры все, что совершалось там, он как очевидец поведал предстоящей братии о постепенных успехах нашего воинства, время от времени он называл павших героев по имени, сам приносил за них заупокойные молитвы и повелевал то же делать братии. Наконец он возвестил им совершенное поражение врагов и прославил Бога, поборающаго русскому оружию” (отрывок из жития, написанного Архимандритом Никоном).
Истинные духовные подвижники наделяются, как правило, многими дарами, лежащими за пределами нашего обычного понимания вещей. Все это относится и к св. Сергию Радонежскому. Ученики старца воочию сталкивались с необычными, но не оставляющими никакого сомнения в их подлинности, явлениями.
Так, один из любимейших учеников Исаакий с изумлением узрел чудный пламень, исходящий от руки благодатного учителя, когда тот осенял крестным знамением его. Другой ученик, Михей, видел вокруг яркий свет, в это время преподобный вел беседу с кем-то, скрытым от восприятия ученика.
И совсем уж поразительный факт, относящийся к 1390 году, когда просветитель Перми епископ Стефан проезжал в Москву, примерно в 10 верстах от Сергиевой обители. В это время Сергий сидел за трапезой, которую неожиданно для братии прервал и вдруг, встав, помолился и, кланяясь к западу, произнес: “Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и мир Божий да пребывает с тобою!” “В этот самый час, — объяснил он изумленному окружению, — епископ Стефан на пути в Москву остановился противу нашего монастыря и поклонился Святой Троице, и нас смиренных благословил”. Некоторые ученики тотчас устремились в указанном направлении и точно подтвердили сказанное.
Преподобный Сергий был наделен и целительным даром, но со свойственной для святых высшей степени скромностью скрывал это, прося исцеленных никому не рассказывать. “О достолюбезное святое смирение! ты не видишь даже и того, что чудеса творишь; ты всегда и во всем видишь одну благодать Божию, да свое недостоинство” (Троицк. Лист. № 134). В дошедших до нас сведениях, наиболее полно изложенных учеником старца Епифанием Премудрым, сообщается о нескольких случаях целительства, причем однажды даже речь идет о воскрешении из мертвых. Правда, сам целитель в том же повествовании отрицает это.
А дело обстояло следующим образом: у одного человека сильно занемог сын. Состояние больного было критическим. Отец, взяв мальчика на руки, направился к преподобному старцу как к последней своей надежде, но, дойдя до обители святого, обнаружил, что сын уже без признаков жизни. В страшном горе, уже будучи в келий старца, человек тот пошел готовить гроб, оставив мертвого (как он считал) сына у преп. Сергия. Каково же было его удивление и радость, когда вернувшись, он застал сына здоровым.
Можно понять состояние счастливого отца, его поклоны, благодарность святому, слезы. В ответ на это, однако, был получен странный ответ: “Ты обманываешься и не знаешь сам, за что благодаришь. Когда ты нес сюда больного отрока, он изнемог от сильной стужи и впал в обморок, а тебе показалось, что он умер. Видишь, он вот согрелся у меня в теплой келий, а тебе показалось, что он воскрес”.
Можно, конечно, и поверить словам святого, предположив мнимую смерть и быстрое улучшение состояния после миновавшего кризиса, однако житие повествует именно о воскресении из мертвых. Кроме того, преп. Сергий запрещает отцу ребенка кому-либо рассказывать о том (вот уже не допустил бы ныне никто из современных целителей, если бы сумел осуществить даже нечто похожее на воскрешение, реклама чуда была бы безудержной и громкой).
Весьма скупо даются описания еще нескольких случаев, касающихся целительства великого старца. Это случай с больным, страдавшим “тяжкою болезнью” (какой именно, не сказано) в течение трех недель, что не мог ни заснуть, ни принять пищи. Родные братья больного решили обратиться к преподобному Сергию, зная о его целительных способностях. “Сколько чудес творит Господь руками блаженного старца, — говорили они, — может быть, он смилуется и над нами”. Преподобный с молитвою покропил болящего святою водой, и он в ту же минуту почувствовал облегчение, тут же крепко заснул, а проснувшись, в первый раз после столь продолжительной болезни пожелал вкусить пищи, и преподобный сам предложил ему оную и отпустил от себя совершенно здоровым.
И в данном случае, и при описании других чудес исцеления поражает даже не сам факт улучшения самочувствия, а именно быстрого, порой практически мгновенного выздоровления. Все это труднообъяснимо даже с позиций психотерапевтической активизации резервных сил организма посредством веры и внушения.
И наконец, тоже весьма показательный случай с бесноватым вельможей, который был “мучимый злым духом”, кусался, бился с неимоверной силою, что 10 человек не могли удержать его. Этого больного силою привезли к старцу, который вышел навстречу с крестом Господним и осенил им бесноватого. Тот с диким воплем бросился в большую дождевую лужу с криком: “Горю, горю страшным пламенем!” (Опять этот непонятный пламень, в данном случае исцеляющий!).
Если предположить, что под бесноватостью здесь имели место истерические конвульсии, можно как-то объяснить и психотерапевтический эффект последующего мгновенного исцеления, однако и в этом случае трудно поддаются объяснению: мгновенная нормализация психики (“рассудок возвратился к нему”), полное успокоение и те слова, которые произнес исцеленный: “Я увидел великий пламень, который исходил от креста и охватил меня со всех сторон, вот я и бросился в воду, чтобы не сгореть”.
Неужели только из выдумок состоят все повествования о чудесных исцелениях и что все-таки за пламя, которое видят многие, нисколько не сомневаясь в том?! Подробнее обо всем этом будет сказано в заключении 1 части книги, а пока закончим повествование, касающееся русского святого душеполезными наставлениями преп. Сергия перед смертью, записанные его учеником Епифанием Премудрым.
Итак, любимейший наш святой заповедовал: “Пребывать непоколебимо в Православии, хранить друг к другу единомыслие, иметь чистоту душевную и телесную и нелицемерную любовь, от злых и скверных похотей устраняться, пищу и питие иметь умеренные, наиболее украшать себя смирением, не забывать страннолюбия, удаляться прекословия и вменять ни во что честь и славу этой жизни, а, напротив, ожидать вместо того воздаяния от Бога и наслаждения небесных вечных благ”.
(Епифаний Мудрый “Житие Преподобного Сергия Радонежского”)