Главная / Галерея икон / Сергий Радонежский
Сергий Радонежский |
Размер иконы
Троице-Сергиев Варницкий монастырь - родина преподобного Сергия Радонежского.
Название Троицкого монастырь получил из первоначально воздвигнутому при нем храму в честь Живоначальной Троицы. Причину же построения начального храма именно в честь Живоначальной Троицы существующее местное предание тесно связывает с тем обстоятельством, что место, ныне занимаемое монастырем в XIV веке входило в состав поместья Кирилла и Марии, - благочестивых родителей преподобного отца нашего Сергия, Радонежского чудотворца, и что на этом самом месте явился ангел Господень отроку Варфоломею (мирское имя преподобному Сергию).
Благочестивые наши предки с целью увековечить в памяти грядущих поколений место родины великого сподвижника Земли русской, воздвигнув храм и обитель в Варницах Ростовских, в подражание основанной Сергием обители Троицкой (ныне Троицко - Сергиева Лавра), - также назвали ее Троицкой. Что же касается названия Варницкий, то оно присвоено монастырю потому, что близ него со времен отдаленной древности до конца XVII столетия находились соляные варницы.
Троице-Сергиев Варницкий монастырь был основан в 1427 году Ростовским архиепископом Ефремом (+1454; местночтимый святой, память 27 марта) на том месте, где находился родительский дом Преподобного Сергия Радонежского. Обитель расположена на северо-западной окраине Ростова Великого, в поселке Варницы. Неизвестно, как называлось это селение в XIV веке, когда здесь жил Преподобный. Описи писцовых книг 1624 года сообщают, что в XVI-XVII веках это была Никольская слобода: В слободке Никольской, где бывали варницы на речке на Ишне…
Не исключено, что и во времена детства Преподобного Сергия слобода могла называться Никольской - это название связано с названием храма, который был в конце XVII века за ветхостью разобран. В XVI-XVII веках слободка была достаточно населенной по сравнению с последующими веками. Те же Описи говорят, что в Никольской слободе было три деревянных храма: во имя святителя Николая, мученика Никиты и священномученика Климента, папы Римского. В XVIII-XIX веках в слободе остался только один кладбищенский храм - во имя священномученика Климента, папы Римского, где находилась особо чтимая икона святителя Николая. Не исключено, что она происходила из древнего Никольского храма.
Появление монастыря на родине Преподобного не случайно. Игумен Радонежский еще при жизни был широко известен во всей Русской Земле и за пределами ее. А уж на родине, рождение его в Ростове, и при жизни великого старца было предметом благоговейной памяти жителей, воспитанных среди святынь, которыми издавна славился древний город. Ростовская земля, казалось, только и ждала всероссийского прославления Преподобного Сергия, чтобы обозначить свою причастность к жизни и подвигу угодника Божия строительством приличного для данного случая памятника.
Таким памятником и явился Троице-Сергиев Варницкий монастырь. Ко времени основания обители в Ростове были еще живы люди, знавшие от своих родителей, где находилась усадьба боярина Кирилла, отца Преподобного. Да и в свои посещения Ростова игумен Радонежский бывал на родине, где прошли его годы детства и отрочества. Поэтому место строительства обители было обозначено точно.
Жизнеописание Преподобного Сергия написано преподобным Епифанием Премудрым (+ ок. 1420 года), учеником его, который знал о жизни своего учителя от него самого и от старшего брата Преподобного, Стефана, от святителя Феодора, племянника Преподобного Сергия, от его келейника, а уж о родине Преподобного ему не надо было никого расспрашивать - сам он в юности жил в Ростове и принял монашеский постриг в ростовском монастыре святителя Григория Богослова.
Несколько столетий поколение за поколением перечитывают строки о начале жизни будущего молитвенника и заступника земли нашей, стремясь прикоснуться к великой тайне его рождения и становления. В житии Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, для нашего рассказа особо ценны слова, описывающие события, связанные с его рождением, детством и отрочеством, которые прошли здесь, на благословенной Ростовской земле, на том самом месте, где стоит святая Варницкая обитель.
Епифаний Премудрый пишет, что будущий великий Игумен Земли Русской родился от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери, по имени Мария, которые были Божии Угодники, правдивые перед Богом и перед людьми, и всякими добродетелями полны и украшены, что Бог любит. Не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен был воссиять, родился от неправедных родителей. Но сначала создал Бог и предуготовил таких праведных родителей его и потом от них произвел своего угодника. О родителях Преподобного Сергия Житие рассказывает, что были они бояре - из славных и известных бояр, владели большим имением в Ростовской области и большим богатством. В семье, кроме Сергия, было еще двое детей - старший Стефан и младший Петр.
Еще до рождения Преподобного Сергия было дано знамение о его богоизбранности: во время Божественной литургии, на которой молилась Мария в воскресный день, ребенок во чреве ее трижды громко прокричал на всю церковь, так что многие ужаснулись от этого крика - преславного чуда, совершившегося с этим младенцем. Но более подобает удивляться тому, - пишет Епифаний Премудрый, - что младенец в утробе не прокричал вне церкви, без народа, или в другом месте, втайне, наедине, - но именно при народе, чтобы много было слушателей и свидетелей этому истинному событию.
И удивительно также, что не тихо он прокричал, но на всю церковь, чтобы по всей земле прошел слух о нем; удивительно, не прокричал он, когда мать его или на пиру была, или ночью спала, но когда она была в церкви, во время молитвы, - да будет родившийся усердно молиться Богу. Удивительно, что прокричал он не в каком-нибудь доме или каком-нибудь нечистом и неизвестном месте, но, напротив, в церкви, стоящей на месте чистом, святом, где и подобает Литургию Господню совершать, - это означает, что ребенок будет в страхе Божием совершенным святым у Господа.
С того дня Мария носила младенца в утробе как некое бесценное сокровище и как драгоценный камень, понимая, что он будет избранным сосудом Святого Духа. В строгом посте и частой сердечной молитве хранила мать дитя во чреве своем. Родился Преподобный Сергий 3 мая 1314 года. На сороковой день младенца крестил иерей Михаил, дав ему имя апостола Варфоломея, память которого праздновалась 11 июня, в день Крещения. Имя Варфоломей означает сын радости: Радуйся, от чрева матери освященный; Радуйся, в рождении твоем сыном радости нареченный (из акафиста Преподобному Сергию). Когда Кирилл и Мария поведали иерею Михаилу о случившемся в церкви до его рождения, тот ответил смущенным родителям: Не скорбите о нем, но, напротив, радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сосуд избранный от Бога, обитель и слуга Святой Троицы, что и сбылось.
Знамения богоизбранности младенца продолжались. Когда случалось матери его есть мясную пищу, тогда младенец никак не хотел грудь брать. И поняв это, мать его воздерживалась и постилась, и с тех пор младенец стал всегда, как должно, кормиться. В среду и пятницу ребенок отказывался от материнского молока, оставаясь при этом весел и спокоен: Радуйся, пречудное в младенчестве постничество нам являяй (из акафиста Преподобному Сергию). Мало того, младенец никак не хотел от чужой матери питаться, но только от своей родительницы. Это, по мнению многих, означало, что от благого корня благая ветвь неоскверненным молоком должна быть вскормлена.
Рос ребенок в следующие годы, - продолжает Житие, - как и полагается в этом возрасте, мужала его душа, и тело, и дух, наполнялся он разумом и страхом Божиим, и милость Божия была с ним. Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте вместе с его братьями. Братья быстро осваивали учение, Варфоломею же учеба не давалась, несмотря на его премногое усердие. Очень скорбели и печалились по этому поводу и родители его, и учитель, и сам отрок Варфоломей.
Но суждено было, что уразуметь грамоту ему было дано не от людей, а от Бога. Однажды Варфоломей был послан отцом искать заблудившихся лошадей. На поле он увидел молящегося под дубом черноризца, старца святого, удивительного и неизвестного, саном пресвитора, благообразного и подобного Ангелу... И когда кончил молиться старец и посмотрел на отрока, увидел его духовным взором, что будет отрок сосудом избранным Святого Духа.
Он обратился к Варфоломею, подозвал его к себе, и благословил его, и поцеловал его во имя Христа, и спросил его: "Что ищешь и чего хочешь, чадо?" Отрок же сказал: "Душа моя желает более всего знать грамоту, для чего я отдан учиться. Ныне скорбит душа моя, так как учусь я грамоте, но не могу ее одолеть. Ты же, святый отче, помолись за меня Богу, чтобы смог я научиться грамоте". Помолившись, старец подал ему кусочек святой просфоры: "Отвори уста свои, чадо, и открой их. Возьми это и съешь, - это тебе дается знамение благодати Божией и понимания Святого Писания. Хотя и малым кажется то, что я даю, но велика сладость вкушения этого".
Упросил отрок зайти старца к ним домой. С радостью встретили Кирилл и Мария незнакомого гостя, потому что любили и почитали они странников-богомольцев. В доме боярина Кирилла была особая комната для молитвы, куда перед трапезой и зашла вся семья и старец сотворить святую молитву. Старец начал Часы читать, а отроку велел псалом читать. Отрок же сказал: "Я не умею этого, отче". Старец же ответил: "Сказал я тебе, что с сего дня дарует тебе Господь знание грамоты.
Произноси слово Божье без сомнения". И случилось тогда нечто удивительное: отрок, получив благословение от старца, начал читать псалмы очень хорошо и стройно, и с того часа он хорошо стал знать грамоту. На прощание старец предсказал благочестивой чете: "Будет отрок славен перед Богом и людьми из-за своей добродетельной жизни".
Епифаний Премудрый добавляет: Достоин был даров духовных добрый сей отрок, который от самих пеленок Бога познал и Бога возлюбил, и Богом спасен был. Он жил, во всем повинуясь родителям: старался повеления их исполнять и ни в чем не ослушаться их, как и Святое Писание говорит: "Чти отца своего и матерь, да будешь долголетен на земле". В годы отрочества будущий Преподобный жил в строгом посте, а по средам и пятницам не вкушал ничего, по ночам часто бодрствовал и молился. Так вселилась в него благодать Святого Духа. Епифаний Премудрый пишет, что семья Преподобного Сергия была благочестива и страннолюбива. Кирилл и Мария вместе со своими сыновьями неоднократно ходили по святым местам города. И воспитывался особый нашего Российского царствия хранитель и помощник на святынях Ростова.
Не раз молился Варфоломей (так звали в миру преподобного Сергия) вместе со своими родителями и братьями Стефаном и Петром в главном храме города, в Успенском соборе. Успенский собор был основан в 991 году, сгорел в 1162, восстановлен в 1164, рухнул в 1213 году и вновь был построен и освящен в 1231 году епископом Кириллом (1231-1261).
Летописи сохранили описание Успенского собора, каким он был в годы, когда здесь возносил свои первые детские молитвы будущий молитвенник Земли Русской: И все приходящие удивлялись, князья же и вельможи, всякий возраст града Ростова, не только же простецы, но и священники, и игумены, и весь черноризческий чин, и все приходящие из окрестных град в святую соборную церковь святой Богородицы, либо послушать ученье от святых книг, либо же хотящие видеть украшенье ее чюдно зело, какого не было у прежних епископов, а Бог знает будет ли еще.
Леонтий святой, священный епископ, ты просветил святым крещеньем град Ростов, этот же священный епископ Кирилл украсил святую церковь иконами многоценными, такими, что нет силы высказать, и пелены; сделал же и кивота два многоценные, и одежду на святой престол великолепную, и многое множество всяких украшений; сделал же двери церковные прекрасные, которые называются Золотыми, сущая на полуденой стране; внес в святую церковь кресты честные, многие мощи святых в раках прекрасных, в защиту и покровительство и утверждение граду Ростову…(из Лаврентьевской летописи).
В XIV веке в Ростове особо почитались первые Ростовские святители - Леонтий, Исаия и Игнатий, мощи которых открыто почивали в Успенском соборе. Не мог не слышать Варфоломей и о благоверном князе Василько, возглавлявшем ростовскую дружину в битве с монголо-татарами на реке Сить в 1238 году. Раненный, он был взят в плен и жестоко убит. Святые мощи благоверного князя Василько покоятся под спудом главного престола Успенского собора.
Позднее, в годы игуменства в Троицкой обители, не раз приходил в Ростов Преподобный Сергий и, как все богомольцы, шел вначале на поклонение святым мощам Божиих угодников, почивающих в Успенском соборе. Рядом с Успенским собором, при доме ростовских архиереев, находился Григорьев затвор, где подвизались монахи-ученые, отличавшиеся особой любовью к книжности. Из стен этой обители вышли духовные братья и сподвижники Преподобного Сергия - святитель Стефан Пермский и преподобный Епифаний Премудрый.
Молилась семья боярина Кирилла в Ростовском Богоявленском монастыре, основанном в XI веке преподобным Авраамием на том месте, где сокрушил он языческого идола Велеса крестом, врученным ему в дивном видении апостолом Иоанном Богословом. Из усадьбы своего отца и с окрестных взгорков видел Варфоломей крест и главу Богословского храма, основанного Авраамием на месте явления ему Апостола.
Рассказывали ему в детстве и о преподобном Петре, царевиче Ордынском, принявшем Святое Крещение в Ростове и основавшем здесь монастырь во второй половине XIII века. Юный отрок слышал о явлении в 1314 году (год его рождения) ростовскому епископу Прохору иконы Пресвятой Богородицы на реке Толге. Далее Епифаний Премудрый сообщает следующие живые подробности об отроческих годах Преподобного Сергия: Этот прекрасный и замечательный отрок еще некоторое время жил в доме родителей своих, мужая и укрепляясь в страхе Божием: к детям, играющим, он не ходил и с ними не играл; бездельникам и суетным людям не внимал; со сквернословами и насмешниками он совсем не общался. Он только лишь упражнялся в славословии Бога и тем наслаждался, в церкви Божией он прилежно стоял, на заутреню, и на Литургию, и на вечерню всегда ходил и часто читал святые книги...
Ведь с молодых лет он был подобен саду благородному и вырос как богатый плод, был отрок красивым и благонравным. Хотя по мере роста он становился все лучше, но красоты жизни он ни во что не ставил и всякую суету мирскую, как пыль, попирал ногами, так что, можно сказать, самую природу свою хотел презреть, и унизить, и преодолеть, часто нашептывал про себя слова Давида: "Какая польза в крови моей, когда я сойду в могилу?"
Епифаний Премудрый называет и качества, которыми отрок Варфоломей уже наделен был в это время: спокойствие, кротость, молчаливость, смирение, негневливость, простота без ухищрений. Он любил одинаково всех людей, никогда не впадал в ярость, не препирался, не обижался, не позволял себе ни слабости, ни смеха; но когда хотелось ему улыбнуться (ведь и ему это было нужно), он и это делал с великим целомудрием и воздержанием.
И слова Псалтыри всегда на устах его были, он воздержанием всегда был украшен, тяготам телесным всегда радовался, бедную одежду прилежно носил. Пива же и меда он никогда не вкушал, никогда к устам их не подносил и даже запаха их не вдыхал. К постнической жизни стремясь, он все это не нужным для человеческой природы считал.
Таков был ростовский период жития Преподобного Сергия. Завершился он вынужденным отъездом всей семьи из Ростова. Епифаний Премудрый рассказывает, что боярин Кирилл к концу жизни в старости обнищал и впал в бедность и объясняет, почему - из-за частых хождений с князем в Орду, из-за частых набегов татарских на Русь, из-за частых посольств татарских, из-за многих даней тяжких и сборов ордынских, из-за частого недостатка в хлебе. Но хуже всех этих бед было в то время великое нашествие татар, во главе с Федочуком Туралыком, и после него год продолжалось насилие, потому что княжение великое досталось князю великому Ивану Даниловичу, и княжение Ростовское также отошло к Москве. Увы, увы, плохо тогда было городу Ростову, а особенно князьям ростовским, так как отнята у них власть, и княжество, и имущество, и честь, и слава, и все прочее отошло к Москве.
И тогда раб Божий Кирилл выехал из той деревни ростовской, о которой уже говорилось; собрался он со всем домом своим, и со всеми родными своими поехал, и переселился из Ростова в Радонеж. И, пришедши туда, поселился около церкви, названной в честь Рождества Христова… и были они переселенцами на земле чужой. Здесь, в Радонеже, начинается уже другой период жития Преподобного Сергия, описание которого не входит в задачу данной книги.
Рассказ же о ростовском периоде жития Преподобного Сергия нам хочется закончить словами Епифания Премудрого: Не презирайте грубости моей за то, что я до сих пор писал и растягивал рассказ о младенчестве его, и о детстве его, и вообще обо всей мирской жизни его: потому что хотя он в миру жил, но душу и желания свои к Богу обращал. Я показать хочу читающим и слушающим житие его, каков был он с младых лет и с самого детства своего верой и чистой жизнью, и как был он всеми добрыми делами украшен - таковы были дела его и жизнь в миру. Хотя этот прекрасный и достойный отрок мирскую жизнь вел тогда, но все же Бог свыше заботился о нем, удостаивая его своею благодатью, защищая и обороняя его святыми ангелами своими, во всяком месте сохраняя его и во всяком путешествии, куда бы тот ни пошел.
Ведь Бог, знающий сердца, один ведающий сердечные тайны, один, провидящий сокрытое, предвидел будущее его, знал, что есть в сердце его много добродетелей и стремления к любви, предвидел, что будет отрок сосудом избранным по благой воле Его, что станет он игуменом многочисленной братии и основателем многих монастырей: сильно стремился он к иноческой жизни и пребыванию в посте и молчании.
Желание его исполнилось: 7 октября, на память святых мучеников Сергия и Вакха, он был пострижен с именем Сергий. Было ему тогда двадцать три года. Промыслом Божиим суждено было ему просиять среди дремучих лесов Радонежских, чтобы оттуда светить светом своей жизни святой и своего благодатного учения только что возникшей тогда из безвестности Москве, а с Москвою - светить и всему Православному Царству Русскому.
Живая связь с Ростовской землей не прерывалась при жизни Преподобного; в Троицкой обители, им основанной, у игумена Сергия немало подвизалось ростовцев: преподобный Андроник, основатель Спасо-Андрониковского монастыря, преподобный Афанасий, основатель Высоцкого монастыря, преподобный Корнилий, основатель Комельской обители. В Радонеж вместе с семьей боярина Кирилла переселился из Ростова и некто Онисим, впоследствии в числе первых пришедший в Троицкую обитель, чтобы подвизаться рядом с Преподобным.
А Ростовскую землю, родину свою, Преподобный Сергий еще не раз освятит своими посещениями. Известно, что в 1358 году он приходил в Ростов на богомолье и чтобы уговорить ростовского князя Константина Васильевича признать над собой власть великого князя московского, ибо ясно видел пользу единодержавия и укрепления Русского Государства.
В 1363 году святой игумен Радонежский снова совершил богомолье к ростовским святыням. В окрестностях Ростова по просьбе преподобных пустынников братьев Феодора и Павла он выбрал место для основания монастыря во имя страстотерпцев Бориса и Глеба и благословил создание здесь обители на реке Устье. В "Повести о Борисо-Глебском монастыре", созданной в середине XVI века на основе древних записей, так об этом рассказывается: Преподобный Сергий сделал по их прошению: пришел с ними и долго ходил по пустыни той, пустынники же показывали то одно, то другое место, какое они думали избрать.
Преподобный все осмотрел и пришел на то место, где доныне стоит церковь великих Христовых страстотерпцев Бориса и Глеба, и сказал им: "Господь Бог и Пречистая Богородица будут милостивы к месту сему, а великие страстотерпцы вам в помощь будут, здесь будет построен большой монастырь, который в последующие времена будет прославлен наравне с большими лаврами".
Варницкая же обитель стала памятником самому Преподобному Сергию на Ростовской земле. Она почитается и как родина благочестивых родителей его. преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Мариии, святве мощи которых почивают в Хотьковском монастыре, неподалеку от Троице-Сергиевой Лавры.
Замечательно точны слова русского историка В. О. Ключевского о Преподобном: При имени Преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило - самые драгоценные вклады Преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание. Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятниками деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество.
С этими памятниками и памятями срастается нравственное чувство народа; они - его питательная почва; в них его корни; оторвите его от них - оно завянет, как скошенная трава. Они питают не народное самомнение, а мысль об ответственности потомков перед великими предками, ибо нравственное чувство есть чувство долга. Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты. Ворота Лавры Преподобного Сергия затворятся и лампады над его гробницей погаснут только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его.