Главная / Галерея икон / Пророки, апостолы и праотцы / Иоанн Богослов
Иоанн Богослов |
Размер иконы
Иоанн Богослов, апостол и евангелист. Сын зажиточного рыбака из Вифсаиды, Зеведея, он слушал проповедь Иоанна Крестителя и сделался его учеником. Явление Христа, в Котором его учитель признал Мессию, произвело на него неотразимое впечатление; он последовал за новым божественным Учителем и сделался “учеником..., которого любил” Иисус (Ин. 19:26).
Он был одним из трех ближайших апостолов, которым дано было присутствовать при всех величайших событиях земной жизни Спасителя – при воскрешении дочери Иаира, Преображении, душевном томлении в Гефсимании. Во время Тайной вечери он припадал к груди Иисуса (Ин. 13:25). Вместе с Петром, когда все другие апостолы разбежались в страхе, он проник в первосвященнический двор и присутствовал при первой стадии суда над Христом. Затем он бесстрашно стоял у креста Христова и принял от распятого Учителя поручение позаботиться о Его Матери (Ин. 19:26). Ему одному из первых дано было убедиться в воскресении Христа.
О жизни его после вознесения Иисуса Христа известно немного. Он вместе с Петром проповедовал о Христе в Иерусалиме, не раз подвергался гонению от синедриона и даже претерпел бичевание. Затем, после путешествия в Самарию для утверждения новообращенных, апостол Иоанн Богослов почти совсем сходит с поприща исторически известной деятельности. Из Иерусалима он, по-видимому, отправился в Рим, где перенес страшное Нероново гонение на христиан. Есть предание, что он сам подвергнут был мучению и ввержен в котел с кипящим маслом, но вышел из него еще более здоровым и юным. Впоследствии он был схвачен в Риме и отправлен в ссылку на полупустынный о-в Патмос, “за слово Божие и свидетельство Иисуса Христа”.
Там он удостоился великого откровения о будущих судьбах Церкви и мира, которое и изложено им в Апокалипсисе, или Откровении Иоанна Богослова. Освобожденный из ссылки, Иоанн Богослов поселился в Эфесе, откуда следил за жизнью всех окружающих церквей и часто предпринимал путешествия для личного обозрения их, охраняя чистоту христианского вероучения от вторжения ложнофилософских и гностических умствований разных еретиков (самым видным из них был Керинф). “Всякий отрицающий, что Иисус есть Христос, Сын Божий”, другими словами - всякий утверждающий, как Керинф, что исторический человек Иисус не был в полном смысле Бог, есть, по торжественному заявлению Иоанна Богослова, антихрист.
Восставая против лжеучений, сам апостол торжественно проповедовал, что Иисус Христос - не отдельное от Сына Божия существо, но тождествен с Ним. Эти истины изложены апостолом Иоанном Богословом в трех посланиях, особенно в первом, где он вместе с тем предостерегает верующих от антихристов, которых тогда появилось уже много (1 Ин. 2:18). В этом же послании Иоанн с особенной силой внушает верующим любить друг друга, и “любить не словом или языком, но делом и истиною” (1 Ин. 3:18); “Кто не любит, тот не познал Бога; потому что Бог есть любовь” (I Ин. 4:8).
Другие два послания Иоанна более кратки и написаны: второе - “избранной госпоже” (неизвестно, отдельной личности или церкви), третье - некоему “возлюбленному Гаию”. В обоих этих посланиях апостол предостерегает от лжеучителей и людей злонамеренных.
В Эфесе Иоанн написал и свое Евангелие. О жизни апостола Иоанна в Эфесе сохранилось несколько преданий: таковы известные рассказы о спасении им юноши от полного нравственного падения и о встрече его с Керинфом в бане. Он пережил всех своих собратьев апостолов и скончался уже в начале 2 в. До последних дней своей жизни он собирал вокруг себя учеников, среди которых были знаменитые впоследствии мужи - св. Поликарп, Папий и др. [...] Он погребен в Эфесе, где его гробница сделалась местом паломничества христиан. Память его Православная Церковь чтит 26 сентября.