Главная / Галерея икон / Пророки, апостолы и праотцы
Авель праотец |
Размер иконы
В христианской традиции Авель понимается как первый гонимый праведник и первый мученик, с убийства которого начинается история преследования праведников. Спаситель, предсказывая суд над фарисеями и книжниками, говорит, что с них будет взыскана кровь всех праведников, «от крови праведного Авеля до Захарии» (Мф 23. 35; Лк 11. 51; ср. 1 Ин 3. 12). В этих словах Господа Авель первый в истории пророков, пострадавших ради правды, пророчествовавший о Христе не словом, но своим жертвоприношением и смертью (Августин. О Граде Божием. XV 18). Свт. Иоанн Златоуст сравнивает его со св. Иоанном Предтечей (Против Иудеев. VIII 8).
Это понимание Авеля как мученика нашло отражение в византийской и славянской гимнографии: «Авеля дары принесшаго душею благороднейшею, прият всех Бог и Господь: сего же паки скверноубийственною рукою умерщвлена, принесе к свету, яко Божественна мученика» (Тропарь 1-й песни канона в Неделю св. праотец // Минея (СТ). Декабрь. Л. 78). Авель понимается также как прототип христианина (Tertullianus. Adversus Judaeos 5; Augustin. Contra Faustum. XII 9; Августин. О Граде Божием. XV 1), как образец праведности, к к-рому до?лжно стремиться: «Авелеве Иисусе, не уподобихся правде, дара тебе приятна не принесох когда, ни деяния божественна, ни жертвы чистыя, ни жития непорочнаго» (Тропарь 1-й песни Покаянного Великого канона Андрея Критского // Триодь Постная. Ч. 1. Л. 295). В молитвах восточной и западной литургий жертва Авеля соотносится с богоугодными жертвами Ноя, Мелхиседека и Авраама: «Призри на ны, Боже, и виждь на службу сию нашу. И прими ю, якоже приял еси авелевы дары» (Молитва приношения литургии свт. Василия Великого // Служебник. Т. 2. С. 382).
Память о нём совершается в Неделю святых праотец (за две недели перед праздником Рождества Христова) и Неделю святых отец (одна неделя перед праздником Рождества).