Поиск по каталогу:
Галерея икон
О Свято-Троицком братстве

В мастерских Свято-Троицкого Братства осуществляется много церковных ремесел и искусство народного промысла. За удивительно короткий срок существования мастерских резьба по дереву переросла в истинно народный промысел. Сегодня в Свято-Троицком Братстве изготавливают уникальные резные иконостасы, киоты, аналои, жертвенники, троны на Горнее место, выносные кресты, литийные и панихидные столы, кафедры и другие предметы церковного интерьера. Во многих храмах и монастырях продаются киоты, выполненные щигровскими умельцами.

Далее
Уникальный промысел

Маленький провинциальный городок Щигры, известный разве что тем, что здесь писатель Иван Тургенев поселил своего «Гамлета Щигровского уезда», вдруг стал… всероссийским центром производства церковного убранства. Создают здесь подлинные шедевры, украшающие лучшие храмы России и зарубежья. Откуда взялось подобное чудо?..

Далее

Главная / Галерея икон / Пресвятая Богородица / Владимирская икона Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери

Артикул 600153
Размер иконы
Владимирская икона Божией Матери относится к иконографическому канону Гликофилуса («Сладколобзающей»), в котором предвечный Младенец припал щекой к щеке Матери. «Сладкое лобзание» Христом Богоматери понимается в богословии иконописи как высшее проявление Его любви к людям, но и как прообраз крестной жертвы Спасителя ради любимого Им человечества. Иконы такого иконографического типа получили на Руси наименование «Умиление» (по-гречески — Елеуса). Отличительная особенность «Владимирской Богоматери» — левая ножка Младенца согнута так, что видна вся ступня.

Икона многократно поновлялась, что неизбежно вело к изменению первоначального образа. «Владимирская Богоматерь» прописывалась, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1514 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля, и перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме этого, малые починки проводились в 1566 году, в XVIII и XIX веках.

Фактически от константинопольского образа сохранились только фрагменты: «К древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона» (Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи, Т. 1. М., 1963. С. 59.). Все остальное принадлежит поздним поновлениям, которые существенно изменили и композицию, и цветовую гамму иконы.

Поновление третьей четверти XIII века затронуло главным образом хитон Младенца и левую руку Богоматери (концы пальцев можно различить под плечом Христа). То есть изначально на византийской иконе левая рука Богородицы была поднята выше и касалась груди Младенца.

К поновленному слою начала XV века относятся запрокинутая голова Спаса с несоразмерно утолщенной шеей, ступни ног с вывернутой пяткой и длинный подол рубашки Ребенка, подхваченный правой рукой Матери. Тогда же был написан охряный фон, заменивший золотой, который местами сохранился в верхней части иконы вместе с буквой «М».

Наибольшие изменения Владимирская икона претерпела при починке в 1514 году в палатах митрополита Варлаама. На нее положили новый левкас, кроме тех мест, где старый еще держался. Также были написаны темный торс, голова и левая рука Богоматери и удлиненное тело Младенца в золоченой одежде.