Поиск по каталогу:
Галерея икон
О Свято-Троицком братстве

В мастерских Свято-Троицкого Братства осуществляется много церковных ремесел и искусство народного промысла. За удивительно короткий срок существования мастерских резьба по дереву переросла в истинно народный промысел. Сегодня в Свято-Троицком Братстве изготавливают уникальные резные иконостасы, киоты, аналои, жертвенники, троны на Горнее место, выносные кресты, литийные и панихидные столы, кафедры и другие предметы церковного интерьера. Во многих храмах и монастырях продаются киоты, выполненные щигровскими умельцами.

Далее
Уникальный промысел

Маленький провинциальный городок Щигры, известный разве что тем, что здесь писатель Иван Тургенев поселил своего «Гамлета Щигровского уезда», вдруг стал… всероссийским центром производства церковного убранства. Создают здесь подлинные шедевры, украшающие лучшие храмы России и зарубежья. Откуда взялось подобное чудо?..

Далее

Главная / Галерея икон / Пророки, апостолы и праотцы

Соломон пророк

Соломон пророк

Артикул 600653
Размер иконы

Соломон, сын Давида и Бат-Шевы, царь (приблизительно 967 г. до н. э. – приблизительно 928 г. до н. э.) еврейского государства, строитель Иерусалимского храма. Давид объявил царем Соломона, а не Адонию, сына от Хаггит, который был старше Соломона и которого без ведома отца объявили царем священник Эвиатар и часть военачальников и вельмож (I Ц. 1:5–40).

Выбор Давидом Соломона своим престолонаследником несмотря на то, что он был одним из младших сыновей (I Хр. 3:1–10), Библия объясняет не выдающимися качествами Соломона, а обещанием, которое Давид дал Бат-Шеве (I Ц. 1:13,17,30). Соломон был помазан на царство по настоянию пророка Натана, требовавшего, чтобы Давид еще при жизни выполнил данное им Бат-Шеве обещание. По распоряжению Давида церемония состоялась возле Гихона; Соломон был помазан священником Цадоком в присутствии пророка Натана и других приближенных царя (I Ц. 1:32–40).

Попытка Адонии упрочить свое положение при дворе после смерти Давида вызвала резкую реакцию со стороны Соломона: Адония и поддерживавший его Иоав были казнены, а священник Эвиатар удален в Анатот (I Ц. 2:13–35).

По всей видимости, Соломон правил вместе с отцом в 967–965 гг. и лишь после смерти отца стал единоличным правителем. Он унаследовал царство, которое простиралось от египетской границы на юге до Хаммата в центральной Сирии, однако не включало территорию филистимлян (I Ц. 5:1; в русской традиции I Ц. 4:21). Господство над сирийскими царствами и над Заиорданьем обеспечивало контроль над торговыми путями между Египтом, Месопотамией и Анатолией, караванными путями, связывавшими оазис Тадмор (см. Пальмира) с Аравией (см. Аравийский полуостров), и, возможно, над путем в Южную Аравию и сухопутными путями между Средиземным и Красным морями.

Библия сообщает, что Соломон принимал активное участие в товарообмене (возможно, и контролировал его) между северными и южными странами (I Ц. 10:28–29). Так, купленные в Анатолии лошади продавались в Египет, а египетские колесницы продавались в неохеттские и арамейские царства.

С участием Соломона в международной торговле связано повествование о прибытии в Иерусалим царицы Савской (см. Саба) «с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями» (II Ц. 10:2).Экономическими интересами объясняется также тесная связь между Соломоном и тирским царем Хирамом (см. Тир). «Слуги Хирама» — опытные мореплаватели — вместе со «слугами Соломона» участвовали в морских экспедициях в Офир, откуда, как и из других южных стран, видимо, и из Африки, они привозили золото и серебро, сандаловое дерево, слоновую кость, обезьян и павлинов (I Ц. 9:11,26–28;10:11,22).

Эти предприятия привели к развитию израильской морской торговли, базой которой был порт в Эцион-Гевере, откуда выходили корабли как Соломона (I Ц. 9:26), так и Хирама (I Ц. 10:11,22). В товарообмене между Соломоном и Хирамом Тир получал зерно и растительное масло, а Израиль — кедровое и кипарисовое дерево и золото (I Ц. 8:22–25; 9:11). Строители Хирама наряду со строителями Соломона участвовали в работе по сооружению Иерусалимского храма. Торговое сотрудничество между Тиром и Израилем нашло выражение в союзном договоре между ними (I Ц. 5:26; в русской традиции 5:12), и Библия даже повествует о личной дружбе между двумя правителями (I Ц. 5:15–26; в русской традиции 5:1–12).

Отношения Соломона с соседними государствами были мирными, и международные политические связи Соломона были закреплены браками. Особой важностью отличался брак с египетской принцессой — исключительный случай в анналах египетских фараонов, свидетельствовавший о мощи Соломонова государства. Царь построил для египетской принцессы дворец в Иерусалиме (I Ц. 3:1; 7:8; 9:24; II Хр. 8:11), получив в приданое от фараона Гезер. Однако с восшествием на престол основателя новой («ливийской») династии Шешонка отношение Египта к Соломону стало враждебным (I Ц. 11:40).

Хотя в целом Соломон преуспел в сохранении целостности Давидова царства и в предотвращении войн, во время его правления началось отпадение завоеванных территорий. В Библии сообщается о восстании Хадада в Эдоме на юге, в самом начале царствования Соломона (I Ц. 11:14). На севере Рецон со своими людьми «водворился» в Арам-Даммесеке и был «противником Израиля во все дни Соломона» (I Ц. 11:23–25); его воцарение было началом процесса, приведшего впоследствии к отпадению Арама от Израиля.

Период правления Соломона был временем экономического процветания страны: «... серебро во дни Соломоновы считалось ни за что» (I Ц. 10:21). Благодаря разветвленным экономическим и политическим связям Израиль в правление Соломона впервые превратился в самостоятельный фактор в материальной цивилизации древнего Ближнего Востока, что нашло свое выражение в первую очередь в строительстве.

Библейское повествование, подтверждаемое археологическими находками, позволяет составить картину строительных работ широкого размаха: величественные и богато украшенные строения Храма и царского дворца, распространение Иерусалима к северу, строительство гарнизонных городов, где стояло колесничное войско, и казематных городов на всей территории царства и, возможно, в приграничных областях в Хаммате (I Ц. 9:19; II Хр. 8:2–6), общественные здания, подобные обнаруженным при раскопках в Бет-Шемеше и Тель-Бет-Мирсиме, мощные городские стены в Хацоре, Мегиддо, Бет-Шемеше и Тель-Бет-Мирсиме, четырехколонные ворота в Хацоре, Мегиддо и Гезере, характерная структура четырехкомнатного израильского дома, построенного из тесаного камня.

Создание административного аппарата, начавшееся в правление Давида, было продолжено Соломоном. Список чиновников Соломона включает писцов, хроникера, начальника войска, священников, начальника окружных губернаторов, начальника дворца, царского друга и начальника над податями (I Ц. 4:1–7). Деление царства на округа, начало которому, возможно, было положено еще при Давиде, было окончательно консолидировано при Соломоне: во главе каждого округа стоял наместник, который на протяжении одного месяца в году должен был обеспечивать всем необходимым царя и царский двор (I Ц. 4:7 и далее).

Деление на округа не вполне совпадало с границами наделов колен Израилевых и отражало переход к территориальной администрации. Хотя над коленом Иехуды также был поставлен наместник (I Ц. 4:19), это колено не входило в состав 12 округов на равных основаниях: оно образовывало отдельную политическую единицу наряду с Израилем (I Ц. 4:20; 5:5, в русской традиции 4:25) и, по-видимому, было освобождено от царских повинностей.

Широкое строительство и быстрое экономическое развитие требовали значительной рабочей силы, мобилизация которой осуществлялась при помощи трудовой повинности: «И обложил царь Соломон повинностью весь Израиль; повинность же состояла в тридцати тысячах человек. И посылал их на Ливан, по десяти тысяч на месяц, попеременно; месяц они были на Ливане, а два месяца в доме своем... Еще у Соломона было семьдесят тысяч носящих тяжести и восемьдесят тысяч камнесеков в горах»; над работами надзирали три тысячи триста начальников (I Ц. 5:27–29, в русской традиции 5:13–16).

Тяжелые повинности и налоги, роскошь царского двора и привилегированное положение колена Иехуды, а также, возможно, сосредоточение культа в Иерусалиме в ущерб традиционным культовым центрам (в Бет-Эле, Дане и других местах) послужили причиной восстания северных колен после смерти Соломона (см. Иоров‘ам I). Исследователи полагают, что уже в правление Соломона в стране начался экономический, а затем и политический кризис. Одним из свидетельств этого служит тот факт, что Соломон расплатился с Хирамом Тирским не золотом или товарами, а принадлежавшими евреям городами в Галилее.

Библия объясняет мир и процветание страны под властью Соломона его необычайной мудростью, в которой он превосходил всех остальных людей (I Ц. 2:6,9; 3:11,12; 5:9–14; в русской традиции 4:29–34; 10:1,3). В первую очередь Соломон рассматривался как мудрый и справедливый судья (I Ц. 3:16–28). Последующие поколения приписали Соломону авторство Песни Песней, Притчей Соломоновых книги и Экклесиаста. Наряду с мудростью авторитет Соломона зиждился на его жреческой функции царя-священника, который наблюдал за религиозными церемониями, сам приносил жертвы, благословлял народ, играл центральную роль в освящении Храма и т. п. (I Ц. 3:15; 8:1–5, 14, 22, 54–56, 62–66).

В отличие от единого биографического повествования о Давиде, повествование о Соломоне в I книге Цари представляет собой компиляцию из ряда разнородных источников — государственных административных списков, дипломатических архивов, повинностных списков, фискальных и строительных документов. Источник библейского рассказа о строительстве Храма, по всей видимости, оригинальный документ времен Соломона.

Следует отметить, что в I книге Цари образ Соломона не идеализирован; девтерономический редактор даже подчеркивает его грехи: Соломон не только сочетался браком с иноплеменницами, но и построил для них несколько языческих капищ в Иерусалиме. По мнению библейского автора, именно грехи Соломона стали причиной утраты домом Давида власти над всем Израилем. В отличие от I книги Цари во II книге Хроники Соломон рисуется как идеальная личность — мудрый царь, следующий заветам веры, подлинный наследник Давида, построивший Храм и введший установления относительно кохенов и левитов (см. Леви).

Тем не менее, несмотря на апологетическую тенденцию автора (II Хр.), он широко пользуется исторической традицией. Новейшая библейская критика склонна видеть в библейском описании эпохи Соломона элементы идеализации этого периода девтерономическими редакторами, в глазах которых период правления Соломона был временем высшего расцвета еврейского царства под властью дома Давида.

В Аггаде Соломон выступает как мудрейший из людей, понимавший язык зверей, которые подчинялись ему (Песнь Р. 1:1 и в других местах); Мидраш содержит многочисленные рассказы о мудрости суда Соломона, которая была столь велика, что для вынесения правильного решения он даже не нуждался в свидетельских показаниях. Наиболее важным деянием Соломона было строительство Храма, в котором ему помогали ангелы и демоны (Исх. Р. 54:2). Одновременно намечается мотив Соломона-гордеца, что в конечном счете привело его к грехам, из-за которых он постепенно потерял трон, богатство и даже мудрость (ТИ., Санх. 2б, 20б, 21в).

Легенды о царе Соломоне были известны на Аравийском полуострове еще до возникновения ислама. В Коране Соломон (Сулейман) — не только наследник Давида, но и верный слуга Аллаха; он был наделен величайшей мудростью, понимал язык птиц и повелевал ветрами и духами. Следуя еврейской Аггаде и древним легендам, часть из которых сложилась в Персии (см. Иран), мусульманские комментаторы Корана уделяли значительное внимание характеру Соломона, подчеркивая его мудрость и справедливость как судьи.

В мировой литературе Соломону посвящено множество произведений. Одно из древнейших сохранившихся сочинений о Соломоне — англосаксонская поэтическая легенда «Диалог Соломона и Сатурна». В 15 в. были созданы анонимная немецкая мистерия «Представление о царе Соломоне и двух фавнах» и русский «Сказ о Китаврасе», основанный на мидрашистском рассказе о строительстве Храма.

Среди ренессансных пьес — испанский «Фарс о Соломоне» (приблизительно 1530 г.) Д. Санчеса, немецкое «Представление в ночь великого поста» (1550) Г. Сакса, анонимное итальянское «Представление о царе Соломоне» (1562) и другие. Многочисленные драмы о Соломоне были написаны в 17 в., в том числе пьеса П. Кальдерона «Восточная Сибилла, или Великая царица Савы» (Мадрид, 1682). Среди произведений 18 в. — трагедия Ф. Г. Клопштока «Соломон» (1764) и религиозная драма И. Бодмера «Безумие мудрого царя» (1776).

В 19 в. образ Соломона вдохновлял Р. Браунинга (поэма «Соломон и Балкис», 1833), Г. Гейне (романтическая поэма «Соломон» в составе «Романсеро», 1851), Г. Лонгфелло (рассказ «Азраэль» — история испанского еврея в третьей части «Рассказов придорожной гостиницы», 1872), В. Гюго (поэма «Соломон», 1877) и других. Среди писателей 20 в., посвятивших свои произведения Соломону, — американский поэт В. Линдсей («Царь Соломон и царица Савская», 1917), немецкий драматург А. Паке («Марколф, или Царь Соломон и Строитель», 1924), ирландский поэт У. Йитс («Соломон и ведьма», 1924) и другие. На иврите о Соломоне писал Х. Н. Бялик («И был день...», 1938).

В изобразительном искусстве Соломон — один из центральных библейских образов. Сцены из его жизни встречаются на миниатюрах в византийских рукописях, а в средневековых соборах часты в скульптурных группах и на витражах. К образу Соломона обращались художники Ван-Эйк (картина погибла), Мантенья, Джорджоне, Рубенс, Пуссен, Тьеполо и другие.

Среди музыкальных произведений о Соломоне известны мотет Жоскена де Пре «Стоял же Соломон» (1538) и 96-голосый канон Пьетро Валентини «Узел Соломона» (1631). Среди ораторий о Соломоне — «Суд Соломона» Кариссими (1669), одноименная оратория Шарпантье (1702), «Соломон» Генделя (1749), впоследствии переработанный Ф. Мендельсоном. Гимн «Цаддок-священник» Генделя на тему коронации Соломона — один из четырех гимнов, написанных композитором к коронации Георга III в 1727 г., — исполнялся на всех английских коронационных церемониях. Ш. Гуно написал оперу «Царица Савская» (премьера состоялась в 1862 г.); Э. Блох в 1915 г. сочинил рапсодию для виолончели и оркестра «Соломон» (впервые исполнена в 1917 г.).