Главная / Галерея икон / Пророки, апостолы и праотцы
Соломон пророк |
Размер иконы
Соломон, сын Давида и Бат-Шевы, царь (приблизительно 967 г. до н. э. – приблизительно 928 г. до н. э.) еврейского государства, строитель Иерусалимского храма. Давид объявил царем Соломона, а не Адонию, сына от Хаггит, который был старше Соломона и которого без ведома отца объявили царем священник Эвиатар и часть военачальников и вельмож (I Ц. 1:5–40).
Выбор Давидом Соломона своим престолонаследником несмотря на то, что он был одним из младших сыновей (I Хр. 3:1–10), Библия объясняет не выдающимися качествами Соломона, а обещанием, которое Давид дал Бат-Шеве (I Ц. 1:13,17,30). Соломон был помазан на царство по настоянию пророка Натана, требовавшего, чтобы Давид еще при жизни выполнил данное им Бат-Шеве обещание. По распоряжению Давида церемония состоялась возле Гихона; Соломон был помазан священником Цадоком в присутствии пророка Натана и других приближенных царя (I Ц. 1:32–40).
Попытка Адонии упрочить свое положение при дворе после смерти Давида вызвала резкую реакцию со стороны Соломона: Адония и поддерживавший его Иоав были казнены, а священник Эвиатар удален в Анатот (I Ц. 2:13–35).
По всей видимости, Соломон правил вместе с отцом в 967–965 гг. и лишь после смерти отца стал единоличным правителем. Он унаследовал царство, которое простиралось от египетской границы на юге до Хаммата в центральной Сирии, однако не включало территорию филистимлян (I Ц. 5:1; в русской традиции I Ц. 4:21). Господство над сирийскими царствами и над Заиорданьем обеспечивало контроль над торговыми путями между Египтом, Месопотамией и Анатолией, караванными путями, связывавшими оазис Тадмор (см. Пальмира) с Аравией (см. Аравийский полуостров), и, возможно, над путем в Южную Аравию и сухопутными путями между Средиземным и Красным морями.
Библия сообщает, что Соломон принимал активное участие в товарообмене (возможно, и контролировал его) между северными и южными странами (I Ц. 10:28–29). Так, купленные в Анатолии лошади продавались в Египет, а египетские колесницы продавались в неохеттские и арамейские царства.
С участием Соломона в международной торговле связано повествование о прибытии в Иерусалим царицы Савской (см. Саба) «с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями» (II Ц. 10:2).Экономическими интересами объясняется также тесная связь между Соломоном и тирским царем Хирамом (см. Тир). «Слуги Хирама» — опытные мореплаватели — вместе со «слугами Соломона» участвовали в морских экспедициях в Офир, откуда, как и из других южных стран, видимо, и из Африки, они привозили золото и серебро, сандаловое дерево, слоновую кость, обезьян и павлинов (I Ц. 9:11,26–28;10:11,22).
Эти предприятия привели к развитию израильской морской торговли, базой которой был порт в Эцион-Гевере, откуда выходили корабли как Соломона (I Ц. 9:26), так и Хирама (I Ц. 10:11,22). В товарообмене между Соломоном и Хирамом Тир получал зерно и растительное масло, а Израиль — кедровое и кипарисовое дерево и золото (I Ц. 8:22–25; 9:11). Строители Хирама наряду со строителями Соломона участвовали в работе по сооружению Иерусалимского храма. Торговое сотрудничество между Тиром и Израилем нашло выражение в союзном договоре между ними (I Ц. 5:26; в русской традиции 5:12), и Библия даже повествует о личной дружбе между двумя правителями (I Ц. 5:15–26; в русской традиции 5:1–12).
Отношения Соломона с соседними государствами были мирными, и международные политические связи Соломона были закреплены браками. Особой важностью отличался брак с египетской принцессой — исключительный случай в анналах египетских фараонов, свидетельствовавший о мощи Соломонова государства. Царь построил для египетской принцессы дворец в Иерусалиме (I Ц. 3:1; 7:8; 9:24; II Хр. 8:11), получив в приданое от фараона Гезер. Однако с восшествием на престол основателя новой («ливийской») династии Шешонка отношение Египта к Соломону стало враждебным (I Ц. 11:40).
Хотя в целом Соломон преуспел в сохранении целостности Давидова царства и в предотвращении войн, во время его правления началось отпадение завоеванных территорий. В Библии сообщается о восстании Хадада в Эдоме на юге, в самом начале царствования Соломона (I Ц. 11:14). На севере Рецон со своими людьми «водворился» в Арам-Даммесеке и был «противником Израиля во все дни Соломона» (I Ц. 11:23–25); его воцарение было началом процесса, приведшего впоследствии к отпадению Арама от Израиля.
Период правления Соломона был временем экономического процветания страны: «... серебро во дни Соломоновы считалось ни за что» (I Ц. 10:21). Благодаря разветвленным экономическим и политическим связям Израиль в правление Соломона впервые превратился в самостоятельный фактор в материальной цивилизации древнего Ближнего Востока, что нашло свое выражение в первую очередь в строительстве.
Библейское повествование, подтверждаемое археологическими находками, позволяет составить картину строительных работ широкого размаха: величественные и богато украшенные строения Храма и царского дворца, распространение Иерусалима к северу, строительство гарнизонных городов, где стояло колесничное войско, и казематных городов на всей территории царства и, возможно, в приграничных областях в Хаммате (I Ц. 9:19; II Хр. 8:2–6), общественные здания, подобные обнаруженным при раскопках в Бет-Шемеше и Тель-Бет-Мирсиме, мощные городские стены в Хацоре, Мегиддо, Бет-Шемеше и Тель-Бет-Мирсиме, четырехколонные ворота в Хацоре, Мегиддо и Гезере, характерная структура четырехкомнатного израильского дома, построенного из тесаного камня.
Создание административного аппарата, начавшееся в правление Давида, было продолжено Соломоном. Список чиновников Соломона включает писцов, хроникера, начальника войска, священников, начальника окружных губернаторов, начальника дворца, царского друга и начальника над податями (I Ц. 4:1–7). Деление царства на округа, начало которому, возможно, было положено еще при Давиде, было окончательно консолидировано при Соломоне: во главе каждого округа стоял наместник, который на протяжении одного месяца в году должен был обеспечивать всем необходимым царя и царский двор (I Ц. 4:7 и далее).
Деление на округа не вполне совпадало с границами наделов колен Израилевых и отражало переход к территориальной администрации. Хотя над коленом Иехуды также был поставлен наместник (I Ц. 4:19), это колено не входило в состав 12 округов на равных основаниях: оно образовывало отдельную политическую единицу наряду с Израилем (I Ц. 4:20; 5:5, в русской традиции 4:25) и, по-видимому, было освобождено от царских повинностей.
Широкое строительство и быстрое экономическое развитие требовали значительной рабочей силы, мобилизация которой осуществлялась при помощи трудовой повинности: «И обложил царь Соломон повинностью весь Израиль; повинность же состояла в тридцати тысячах человек. И посылал их на Ливан, по десяти тысяч на месяц, попеременно; месяц они были на Ливане, а два месяца в доме своем... Еще у Соломона было семьдесят тысяч носящих тяжести и восемьдесят тысяч камнесеков в горах»; над работами надзирали три тысячи триста начальников (I Ц. 5:27–29, в русской традиции 5:13–16).
Тяжелые повинности и налоги, роскошь царского двора и привилегированное положение колена Иехуды, а также, возможно, сосредоточение культа в Иерусалиме в ущерб традиционным культовым центрам (в Бет-Эле, Дане и других местах) послужили причиной восстания северных колен после смерти Соломона (см. Иоров‘ам I). Исследователи полагают, что уже в правление Соломона в стране начался экономический, а затем и политический кризис. Одним из свидетельств этого служит тот факт, что Соломон расплатился с Хирамом Тирским не золотом или товарами, а принадлежавшими евреям городами в Галилее.
Библия объясняет мир и процветание страны под властью Соломона его необычайной мудростью, в которой он превосходил всех остальных людей (I Ц. 2:6,9; 3:11,12; 5:9–14; в русской традиции 4:29–34; 10:1,3). В первую очередь Соломон рассматривался как мудрый и справедливый судья (I Ц. 3:16–28). Последующие поколения приписали Соломону авторство Песни Песней, Притчей Соломоновых книги и Экклесиаста. Наряду с мудростью авторитет Соломона зиждился на его жреческой функции царя-священника, который наблюдал за религиозными церемониями, сам приносил жертвы, благословлял народ, играл центральную роль в освящении Храма и т. п. (I Ц. 3:15; 8:1–5, 14, 22, 54–56, 62–66).
В отличие от единого биографического повествования о Давиде, повествование о Соломоне в I книге Цари представляет собой компиляцию из ряда разнородных источников — государственных административных списков, дипломатических архивов, повинностных списков, фискальных и строительных документов. Источник библейского рассказа о строительстве Храма, по всей видимости, оригинальный документ времен Соломона.
Следует отметить, что в I книге Цари образ Соломона не идеализирован; девтерономический редактор даже подчеркивает его грехи: Соломон не только сочетался браком с иноплеменницами, но и построил для них несколько языческих капищ в Иерусалиме. По мнению библейского автора, именно грехи Соломона стали причиной утраты домом Давида власти над всем Израилем. В отличие от I книги Цари во II книге Хроники Соломон рисуется как идеальная личность — мудрый царь, следующий заветам веры, подлинный наследник Давида, построивший Храм и введший установления относительно кохенов и левитов (см. Леви).
Тем не менее, несмотря на апологетическую тенденцию автора (II Хр.), он широко пользуется исторической традицией. Новейшая библейская критика склонна видеть в библейском описании эпохи Соломона элементы идеализации этого периода девтерономическими редакторами, в глазах которых период правления Соломона был временем высшего расцвета еврейского царства под властью дома Давида.
В Аггаде Соломон выступает как мудрейший из людей, понимавший язык зверей, которые подчинялись ему (Песнь Р. 1:1 и в других местах); Мидраш содержит многочисленные рассказы о мудрости суда Соломона, которая была столь велика, что для вынесения правильного решения он даже не нуждался в свидетельских показаниях. Наиболее важным деянием Соломона было строительство Храма, в котором ему помогали ангелы и демоны (Исх. Р. 54:2). Одновременно намечается мотив Соломона-гордеца, что в конечном счете привело его к грехам, из-за которых он постепенно потерял трон, богатство и даже мудрость (ТИ., Санх. 2б, 20б, 21в).
Легенды о царе Соломоне были известны на Аравийском полуострове еще до возникновения ислама. В Коране Соломон (Сулейман) — не только наследник Давида, но и верный слуга Аллаха; он был наделен величайшей мудростью, понимал язык птиц и повелевал ветрами и духами. Следуя еврейской Аггаде и древним легендам, часть из которых сложилась в Персии (см. Иран), мусульманские комментаторы Корана уделяли значительное внимание характеру Соломона, подчеркивая его мудрость и справедливость как судьи.
В мировой литературе Соломону посвящено множество произведений. Одно из древнейших сохранившихся сочинений о Соломоне — англосаксонская поэтическая легенда «Диалог Соломона и Сатурна». В 15 в. были созданы анонимная немецкая мистерия «Представление о царе Соломоне и двух фавнах» и русский «Сказ о Китаврасе», основанный на мидрашистском рассказе о строительстве Храма.
Среди ренессансных пьес — испанский «Фарс о Соломоне» (приблизительно 1530 г.) Д. Санчеса, немецкое «Представление в ночь великого поста» (1550) Г. Сакса, анонимное итальянское «Представление о царе Соломоне» (1562) и другие. Многочисленные драмы о Соломоне были написаны в 17 в., в том числе пьеса П. Кальдерона «Восточная Сибилла, или Великая царица Савы» (Мадрид, 1682). Среди произведений 18 в. — трагедия Ф. Г. Клопштока «Соломон» (1764) и религиозная драма И. Бодмера «Безумие мудрого царя» (1776).
В 19 в. образ Соломона вдохновлял Р. Браунинга (поэма «Соломон и Балкис», 1833), Г. Гейне (романтическая поэма «Соломон» в составе «Романсеро», 1851), Г. Лонгфелло (рассказ «Азраэль» — история испанского еврея в третьей части «Рассказов придорожной гостиницы», 1872), В. Гюго (поэма «Соломон», 1877) и других. Среди писателей 20 в., посвятивших свои произведения Соломону, — американский поэт В. Линдсей («Царь Соломон и царица Савская», 1917), немецкий драматург А. Паке («Марколф, или Царь Соломон и Строитель», 1924), ирландский поэт У. Йитс («Соломон и ведьма», 1924) и другие. На иврите о Соломоне писал Х. Н. Бялик («И был день...», 1938).
В изобразительном искусстве Соломон — один из центральных библейских образов. Сцены из его жизни встречаются на миниатюрах в византийских рукописях, а в средневековых соборах часты в скульптурных группах и на витражах. К образу Соломона обращались художники Ван-Эйк (картина погибла), Мантенья, Джорджоне, Рубенс, Пуссен, Тьеполо и другие.
Среди музыкальных произведений о Соломоне известны мотет Жоскена де Пре «Стоял же Соломон» (1538) и 96-голосый канон Пьетро Валентини «Узел Соломона» (1631). Среди ораторий о Соломоне — «Суд Соломона» Кариссими (1669), одноименная оратория Шарпантье (1702), «Соломон» Генделя (1749), впоследствии переработанный Ф. Мендельсоном. Гимн «Цаддок-священник» Генделя на тему коронации Соломона — один из четырех гимнов, написанных композитором к коронации Георга III в 1727 г., — исполнялся на всех английских коронационных церемониях. Ш. Гуно написал оперу «Царица Савская» (премьера состоялась в 1862 г.); Э. Блох в 1915 г. сочинил рапсодию для виолончели и оркестра «Соломон» (впервые исполнена в 1917 г.).