Главная / Галерея икон / Праздники / Троица
Троица |
Размер иконы
Святая Троица - один из самых необычных православных праздников. Он выделяется из других двунадесятых церковных праздников хотя бы тем, что не вспоминает какой-то определенный евангельской истории.
Праздник Троицы необычен еще и тем, что на Руси он установлен не во времена ее Крещения, а спустя три века, в самый расцвет русского Православия - при преподобном Сергии Радонежском. Хотя почитание Святой Троицы на Русской земле началось со святой равноапостольной Ольги, воздвигшей первый на Руси Троицкий храм в Пскове. Позднее храмы в честь святой Живоначальной Троицы были возведены в Новгороде Великом и других русских городах.
Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: "Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?" И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента, открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича, святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.
Почитание Святой Троицы в формах, созданных и завещанных святым игуменом Радонежским, стало одной из наиболее глубоких и самобытных черт русской церковности.
В Троице Живоначальной Преподобным Сергием было указано не только святое совершенство вечной жизни, но и образец для жизни человеческой, духовный идеал, к которому должно стремиться человечество, потому что в Троице как Нераздельной осуждаются усобицы и благословляется соборность, а в Троице как Неслиянной осуждается иго и благословляется свобода. Весь духовный опыт и духовное устремление Русской Церкви воплотились в литургическом творчестве праздника Святой Троицы, троицких церковных обрядов, икон Святой Троицы, храмов и обителей ее имени.
Претворением богословского ведения Преподобного Сергия стала чудотворная икона Живоначальной Троицы преподобного Андрея Радонежского (известного более как Рублева), инока-иконописца Троицкой Сергиевой обители, написанная по благословению преподобного Никона в похвалу святому старцу.
Возможно, празднование Троицы введено специально, чтобы заместить собой весенние языческие обычаи и обряды, которые продолжали жить в народе. Впрочем, народные праздники, славящие красоту расцветающей природы, по сути своей не враждебны христианству. И праздник Троицы не отменил эту радость, а, наоборот, восполнил ее, показав людям, откуда исходят эта гармония и животворящая сила природы. Ведь на самом деле, как ни прекрасен мир в пору своего цветения, он всего лишь тень Творца!
В целом Троица охватывает собой сразу несколько праздников. Это и Троицкая родительская суббота (один из четырех общепоминальных дней в году), затем само Троицкое воскресенье, а также следующий за ним Духов день. Кроме того, на эти дни накладывались и воспоминания о старых языческих празднованиях, "органично вошедших" во все славянские христианские обряды.
В православном мире принято на Троицу украшать храмы и жилища ветками молодых березок, что указывает на обновление всего сущего силой Сошедшего Святого Духа, на расцвет всех жизненных сил. В одной только Самаре вырубалось до 10 тыс. деревьев (возрастом от 5 до 10 лет), а если взять в расчет всю губернию, то эта цифра достигала нескольких сотен тысяч. У пермичей (древних коми) береза в течение тысячелетий считалась символом чистоты и совершенства. После крещения коми народа культ березы исчез, однако почтительное отношение осталось. Особо почиталась береза и у русских.
Довольно забавные традиции сложились на Троицу в Сербии. Здесь мы приведем рассказ нашей соотечественницы, побывавшей на праздник Троицы в православном соборе в Загребе: «Церковь была полна народу, было довольно душно, пахло прелой травой и уже чуть пожухлыми листьями. К нашему удивлению, весь народ, находящийся в храме (видимо, испытывая сильнейшие молитвенные переживания), лежал на полу. "Вот молитвенники!" - немного позавидовав, решила я. Но, присмотревшись, я заметила, что они вовсе не лежат на одном месте - а потихоньку перемещаются, сгребая под себя, остатки травы (видимо остальную уже разобрали до нашего прихода).
Набрав, на их взгляд, достаточное количество, люди торопливо отползали в сторону и начинали эту траву скручивать и прятать в сумки, после чего процесс этот неизменно повторялся, а служба шла своим чередом. Но тут уж и не до службы - надо траву собирать. (Позднее выяснилось, что мы никуда не опоздали, так как православные сербы не причащаются). Присущее мне любопытство просто не могло покинуть этого места неудовлетворенной, и я спросила знакомых, что же они пытались найти на полу. "Как, разве вы не плетете венков на Троицу? Ведь собрав как можно больше травы с пола в храме, свив из нее венки, ты в них заключаешь Святого Духа. И их можно повесить дома на стене. Так Святой Дух будет жить у тебя в квартире до будущего года. Я вот и маме сплела и подруге. Если бы я раньше знала, что вы этого лишены, я бы и тебе сплела"!».
И все же праздник Пятидесятницы - это день явления Духа Божия в христианской Церкви. Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете, Бог Сын создал Церковь, воплотившись на земле, Бог Дух Святой действует в ней. Поэтому праздник рождения христианской Церкви именуется днем Святой Троицы.
Этот праздник получил также название "Пятидесятница", потому что воспоминаемое событие произошло в 50-й день после Пасхи, совпадая с иудейской Пятидесятницей - праздником первых плодов и воспоминанием о даровании через Моисея израильскому народу синайского закона - десяти заповедей. Новозаветная Пятидесятница духовно преобразила ветхозаветную. С того момента, когда Святой Дух сошел на апостолов в виде языков небесного пламени, они стали другими людьми. Те, кто совсем недавно бежал в страхе, начинают всемирную проповедь Евангелия. Распятые, сжигаемые, гибнущие на аренах цирков, они устоят в силе Духа.
Уже века светлый праздник Пресвятой Троицы соединяет и искреннюю радость, и веселье, и глубокий молитвенный настрой. Бог есть Любовь, а Любовь вмещает в себя все. Еще при жизни Своей на земле Господь много раз говорил Своим ученикам о том, что Он никогда не оставит людей.
Он собрал верующих людей в Свою большую семью, которую назвал Своею Церковью, и сказал: "Я создам Мою Церковь, и никогда врата адовы не одолеют Ее". Мы все - члены этой Церкви.