Главная / Галерея икон / Пресвятая Богородица / Владимирская икона Божией Матери
Владимирская икона Божией Матери |
Размер иконы
В образе этой иконы как бы идеально соединились эллинская внешняя красота и благородство типов с бесконечной глубиной духовного содержания.
Икона сохранила эти свойства благодаря дошедшей в первозданном виде живописи ликов Божией Матери и Ее Божественного Сына, тогда как окружающая их красочная поверхность принадлежит разным периодам более позднего времени.
Согласно ранним летописным источникам и косвенно выявляемым фактам, икона была принесена в Киев из Константинополя около 1130 года, в княжение Юрия Долгорукого, и была поставлена в соборном храме великокняжеского женского монастыря в Вышгороде.
В 1155 году, отправляясь на княжение в Ростовскую землю, сын Юрия князь Андрей, в дальнейшем прозванный Боголюбским, избирает вышгородскую святыню как свою покровительницу, забирает ее с собой, чтобы, богато украсив, поставить в построенный им в 1158–1161 годах Успенский собор во Владимире, новой столице северо-восточного княжества, которое станет называться Владимиро-Суздальским.
Во второй половине XII века, по-видимому, по инициативе Андрея Боголюбского, было составлено "Сказание об иконе", которая уже именуется "Владимирской". В тексте "Сказания" содержатся ценнейшие сведения о чудесах от иконы и о ее повсеместном почитании, о ее помощи князю Андрею в военном походе на волжских булгар, завершившемся блестящей победой (1164 год).
Летом 1174 года в результате заговора бояр Кучковичей князь Андрей был убит в своем загородном дворце в Боголюбове. Мятеж охватил и Владимир. Начались убийства и разграбления. И снова прибегают к помощи Богородичной иконы. Священник Микула (Николай), киевлянин, прибывший вместе с князем Андреем из Вышгорода и свидетель первых чудес от Владимирской иконы, обходит со святыней город, молится об умирении владимирцев, и мятеж прекращается. А когда тело князя Андрея понесли из Боголюбова во Владимир для погребения в Успенском соборе, Микула со священством и народом встречал скорбное шествие с Владимирской иконой у Серебряных городских ворот.
После смерти Андрея Боголюбского начались междоусобные столкновения ростовских, суздальских, рязанских князей из Мономахова рода за престолонаследие. Эти распри влияли и на последующую судьбу Владимирской иконы: князья разграбили Успенский собор, драгоценное вместилище святыни, а сама икона была отправлена в Рязань князю Глебу, родственнику Ярополка Ростиславича, оказавшегося в это время на Владимирском троне.
Владимирцам удалось изгнать Ростиславичей, и на Владимирское княжение были призваны братья покойного князя Андрея: Михаил из Чернигова, а после него – Всеволод Большое Гнездо. В Лаврентьевской летописи об этом говорится: "...сего же Михаила и брата его Всеволода избра Бог и Святая Богородица". Вновь, как при князе Андрее, пребывающая во Владимирском Успенском соборе икона, кроме почитания и прославления, испытала также бедствия разгромов и пожаров. В 1185 году, в большой городской пожар, Успенский собор, по летописным сведениям, выгорел вместе с сокровищами. Сведений о повреждении Владимирской иконы не дошло, но при расчистке в 1918–1919 годах от поновлений небольшие фрагменты живописных чинок-прописей обнаружены местами во втором по времени слое после первоначальной живописи – эти участки связывают с первой, "всеволодовой реставрацией".
Андрей Рублев или мастер его круга. 1395 или 1408 г. Происходит из Успенского собора во ВладимиреБольшой урон претерпела икона в 1237 году во время разгрома Батыем Владимира и его храмов. "Святую Богородицу разграбиша... чюдную икону одраша, украшену златом и серебром, и каменьем драгим..." – сообщает летописец.
Новый период прославления чудотворной святыни начинается с конца XIV века и связан с молодой столицей Северо-Восточной Руси – Москвой.
В 1395 году, в княжение Василия Димитриевича, сына Димитрия Донского и суздальской княжны Евдокии, митрополит Московский Киприан призывает в Москву древнюю родовую святыню Мономаховичей Владимирскую икону ввиду угрозы страшного нашествия Тамерлана.
В день Успения Пресвятой Богородицы, после службы в Успенском соборе, владимирцы с плачем провожали икону в Москву. Более десяти дней шел этот крестный ход. 26 августа (8 сентября) икону встречали в Москве, на Кучковом поле. Место встречи (сретение) было в память этого события ознаменовано основанием Сретенского монастыря, установлением ежегодного крестного хода, а улица получила название Сретенка.
В кремлевском Успенском соборе перед иконой беспрестанно возносились моления Богородице, и свершилось чудо: Тамерлан, не достигнув Москвы, внезапно отступил назад, в степь. Во время сна ему явился образ Светоносной Жены, заградившей путь на Москву, как о том повествует "Повесть о нашествии Темир-аксака (Тамерлана)".
Икона через некоторое время была возвращена во Владимир. Согласно источникам, она находилась там и в 1408-м, и в 1410 году, когда Владимир был разорен татарским царевичем Талычем и вновь ограблен драгоценный убор иконы.
По-видимому, во время пребывания иконы в Москве, до отправления во Владимир, с нее были сделаны списки-копии в размер первообраза, но с надставленными полями, которые расширяли первоначальный формат. Это произошло после поновления иконы,так как древний образ имел к этому времени утраты.