Поиск по каталогу:
Галерея икон
О Свято-Троицком братстве

В мастерских Свято-Троицкого Братства осуществляется много церковных ремесел и искусство народного промысла. За удивительно короткий срок существования мастерских резьба по дереву переросла в истинно народный промысел. Сегодня в Свято-Троицком Братстве изготавливают уникальные резные иконостасы, киоты, аналои, жертвенники, троны на Горнее место, выносные кресты, литийные и панихидные столы, кафедры и другие предметы церковного интерьера. Во многих храмах и монастырях продаются киоты, выполненные щигровскими умельцами.

Далее
Уникальный промысел

Маленький провинциальный городок Щигры, известный разве что тем, что здесь писатель Иван Тургенев поселил своего «Гамлета Щигровского уезда», вдруг стал… всероссийским центром производства церковного убранства. Создают здесь подлинные шедевры, украшающие лучшие храмы России и зарубежья. Откуда взялось подобное чудо?..

Далее

Главная / Галерея икон / Пресвятая Богородица / Владимирская икона Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери

Артикул 600168
Размер иконы
Владимирская икона Божией Матери, самая знаменитая и почитаемая святыня России, является вместе с тем древнейшим памятником в истории русской станковой живописи, одним из тех греческих образцов, которые положили начало древнерусскому иконописанию, во многом определив его основные особенности.

В образе этой иконы как бы идеально соединились эллинская внешняя красота и благородство типов с бесконечной глубиной духовного содержания.

Икона сохранила эти свойства благодаря дошедшей в первозданном виде живописи ликов Божией Матери и Ее Божественного Сына, тогда как окружающая их красочная поверхность принадлежит разным периодам более позднего времени.

Согласно ранним летописным источникам и косвенно выявляемым фактам, икона была принесена в Киев из Константинополя около 1130 года, в княжение Юрия Долгорукого, и была поставлена в соборном храме великокняжеского женского монастыря в Вышгороде.

В 1155 году, отправляясь на княжение в Ростовскую землю, сын Юрия князь Андрей, в дальнейшем прозванный Боголюбским, избирает вышгородскую святыню как свою покровительницу, забирает ее с собой, чтобы, богато украсив, поставить в построенный им в 1158–1161 годах Успенский собор во Владимире, новой столице северо-восточного княжества, которое станет называться Владимиро-Суздальским.

Во второй половине XII века, по-видимому, по инициативе Андрея Боголюбского, было составлено "Сказание об иконе", которая уже именуется "Владимирской". В тексте "Сказания" содержатся ценнейшие сведения о чудесах от иконы и о ее повсеместном почитании, о ее помощи князю Андрею в военном походе на волжских булгар, завершившемся блестящей победой (1164 год).

Летом 1174 года в результате заговора бояр Кучковичей князь Андрей был убит в своем загородном дворце в Боголюбове. Мятеж охватил и Владимир. Начались убийства и разграбления. И снова прибегают к помощи Богородичной иконы. Священник Микула (Николай), киевлянин, прибывший вместе с князем Андреем из Вышгорода и свидетель первых чудес от Владимирской иконы, обходит со святыней город, молится об умирении владимирцев, и мятеж прекращается. А когда тело князя Андрея понесли из Боголюбова во Владимир для погребения в Успенском соборе, Микула со священством и народом встречал скорбное шествие с Владимирской иконой у Серебряных городских ворот.

После смерти Андрея Боголюбского начались междоусобные столкновения ростовских, суздальских, рязанских князей из Мономахова рода за престолонаследие. Эти распри влияли и на последующую судьбу Владимирской иконы: князья разграбили Успенский собор, драгоценное вместилище святыни, а сама икона была отправлена в Рязань князю Глебу, родственнику Ярополка Ростиславича, оказавшегося в это время на Владимирском троне.

Владимирцам удалось изгнать Ростиславичей, и на Владимирское княжение были призваны братья покойного князя Андрея: Михаил из Чернигова, а после него – Всеволод Большое Гнездо. В Лаврентьевской летописи об этом говорится: "...сего же Михаила и брата его Всеволода избра Бог и Святая Богородица". Вновь, как при князе Андрее, пребывающая во Владимирском Успенском соборе икона, кроме почитания и прославления, испытала также бедствия разгромов и пожаров. В 1185 году, в большой городской пожар, Успенский собор, по летописным сведениям, выгорел вместе с сокровищами. Сведений о повреждении Владимирской иконы не дошло, но при расчистке в 1918–1919 годах от поновлений небольшие фрагменты живописных чинок-прописей обнаружены местами во втором по времени слое после первоначальной живописи – эти участки связывают с первой, "всеволодовой реставрацией".

Андрей Рублев или мастер его круга. 1395 или 1408 г. Происходит из Успенского собора во ВладимиреБольшой урон претерпела икона в 1237 году во время разгрома Батыем Владимира и его храмов. "Святую Богородицу разграбиша... чюдную икону одраша, украшену златом и серебром, и каменьем драгим..." – сообщает летописец.

Новый период прославления чудотворной святыни начинается с конца XIV века и связан с молодой столицей Северо-Восточной Руси – Москвой.

В 1395 году, в княжение Василия Димитриевича, сына Димитрия Донского и суздальской княжны Евдокии, митрополит Московский Киприан призывает в Москву древнюю родовую святыню Мономаховичей Владимирскую икону ввиду угрозы страшного нашествия Тамерлана.

В день Успения Пресвятой Богородицы, после службы в Успенском соборе, владимирцы с плачем провожали икону в Москву. Более десяти дней шел этот крестный ход. 26 августа (8 сентября) икону встречали в Москве, на Кучковом поле. Место встречи (сретение) было в память этого события ознаменовано основанием Сретенского монастыря, установлением ежегодного крестного хода, а улица получила название Сретенка.

В кремлевском Успенском соборе перед иконой беспрестанно возносились моления Богородице, и свершилось чудо: Тамерлан, не достигнув Москвы, внезапно отступил назад, в степь. Во время сна ему явился образ Светоносной Жены, заградившей путь на Москву, как о том повествует "Повесть о нашествии Темир-аксака (Тамерлана)".

Икона через некоторое время была возвращена во Владимир. Согласно источникам, она находилась там и в 1408-м, и в 1410 году, когда Владимир был разорен татарским царевичем Талычем и вновь ограблен драгоценный убор иконы.

По-видимому, во время пребывания иконы в Москве, до отправления во Владимир, с нее были сделаны списки-копии в размер первообраза, но с надставленными полями, которые расширяли первоначальный формат. Это произошло после поновления иконы,так как древний образ имел к этому времени утраты.