Поиск по каталогу:
Галерея икон
О Свято-Троицком братстве

В мастерских Свято-Троицкого Братства осуществляется много церковных ремесел и искусство народного промысла. За удивительно короткий срок существования мастерских резьба по дереву переросла в истинно народный промысел. Сегодня в Свято-Троицком Братстве изготавливают уникальные резные иконостасы, киоты, аналои, жертвенники, троны на Горнее место, выносные кресты, литийные и панихидные столы, кафедры и другие предметы церковного интерьера. Во многих храмах и монастырях продаются киоты, выполненные щигровскими умельцами.

Далее
Уникальный промысел

Маленький провинциальный городок Щигры, известный разве что тем, что здесь писатель Иван Тургенев поселил своего «Гамлета Щигровского уезда», вдруг стал… всероссийским центром производства церковного убранства. Создают здесь подлинные шедевры, украшающие лучшие храмы России и зарубежья. Откуда взялось подобное чудо?..

Далее

Главная / Галерея икон / Пресвятая Богородица / Донская икона Божией Матери

Донская икона Божией Матери

Донская икона Божией Матери

Артикул 601276
Размер иконы

Чудотворная Донская икона Божией Матери, день празднования которой совершается ныне, находится в Донском монастыре, что в Москве, — так называемом по имени самой иконы и в честь ее устроенном. Особенность этой чудотворной иконы Божией Матери сравнительно с другими чудотворными Ее иконами та, что на ней представлен Богомладенец Иисус Христос с хартиею в руке как символом, т. е. внешним знаком божественной мудрости. Кто был писатель этой святой иконы и когда именно была она написана, не известно.

Известно только то, что она написана давно, что она существовала уже во второй половине XIV века, находилась первоначально в Донской области в церкви Благовещения, в каком-то Сиротином городке и уже тогда была очень чтима в среде православных. Из Сиротина городка взяли этот образ донские казаки в свой стан, когда, по просьбе великого князя Московского Димитрия Донского, шли на помощь ему против грозных полчищ татарских и их грозного предводителя Мамая в 1380 году. Поход против Мамая, как известно, был первой решительной необычайною попыткой со стороны русских свергнуть с себя страшное тяжкое иго татарское, которое тяготело над русским народом уже около полутораста лет...

Поход этот был предпринят с благословения великого святителя русской земли, митрополита Московского Алексия, и славного угодника Божия того времени – преподобного Сергия Радонежского. Главный вождь этого похода, великий князь Димитрий Донской, выступил на необычайное дело только с надеждою на Бога и на заступление Царицы Небесной. И донцы шли в этот поход с твердой верой в заступление Царицы Небесной и потому, вместо знамени, впереди себя несли на высоком древке чтимую ими икону Божией Матери, взятую из Сиротина городка, из Благовещенской его церкви.

Во все время войны с татарами Донская икона находилась среди русского православного воинства; находилась она в стане русских воинов и во время ужасной Куликовской битвы (между реками Доном и Непрядвою). Благодарение Богу, заступлением Царицы Небесной, победа осталась на стороне русских; татары в первый раз были разбиты русскими и прогнаны; владычество их над Русью поколебалось. Приписывая успех свой силе Божией и заступлению Царицы Небесной, русские с чувством живейшей радости благодарили Бога и Матерь Божию за одержанную над врагами своими победу; с особенным благоговением отнеслись они к Донскому образу Богородицы, пред которым во все время войны усердно молились.

В уважение к великому князю Московскому Димитрию Ивановичу, прозванному Донским за одержанную им победу на берегах реки Дона, донцы предложили великому князю в дар свой образ Божией Матери. Разумеется, образ был принят великим князем и народом московским с великою честью и благодарностью. Этот образ торжественно перенесен был в Москву и поставлен сначала в Успенском соборе, — а по сооружении собора Благовещенского перенесен в этот последний. С того времени этот образ стал известным под именем Донского образа и всегда пользовался глубочайшим благоговением всего православного русского народа.

Пред ним усердно молились – и простой народ, и бояре, и князья, особенно во время трудных обстоятельств жизни. При царе Феодоре Иоанновиче было положено основание монастырю на том месте, на котором в его походном храме стоял Донской образ Божией Матери, и наименован был этот монастырь Донским. В монастыре был устроен каменный храм, и в него была перенесена Донская икона Богоматери. Собором святителей русских установлено было и ежегодное празднование 19 августа (старый стиль) в честь Донской иконы Божией Матери, «бывшего ради милосердия от святыя Ее иконы». Это празднование совершается в Москве и доныне очень торжественно и обыкновенно сопровождается Крестным ходом из Успенского собора в Донской монастырь.

Чему поучает нас нынешний праздник в честь Донской иконы Божией Матери?
Тому, во-первых, чтобы никогда не терять веры на спасение Отечества, каким бы искушениям и бедствиям судьбам Всевышнего ни угодно было подвергнуть его. Премудрость Божия любит народы, ей угодные, равно как и людей, ей любезных, искушать бедствиями, дабы тем более очистить, укрепить и возвысить их. Народ российский, как показывает история его, есть один из таковых народов. Сколько раз приближался он, по-видимому, к концу своего существования, и всегда воскресал со славою! И всегда, при этом воскресении, являлись с своим заступлением, как ангелы Божии, святые чудотворцы российские; являлась Сама Матерь Божия. После сего можно ли терять какую-либо надежду на спасение Отечества?

Поучает, во-вторых, настоящий день всех нас силе усердных молитв пред Богом, а особенно молитв святых за нас. Без молитв земных не были бы услышаны и молитвы небесные; равно как без небесных не были бы, конечно, приняты молитвы земные. Поэтому во всех трудных обстоятельствах Отечества нашего, или наших собственных, молитва должна быть первым и последним средством ко спасению: молясь сами, мы должны призывать на молитву угодников Божиих, памятуя, что много может молитва праведного (Иак. 5, 16). Тем паче должны мы прибегать под покров Преблагословенной Девы, Которая всегда была и пребудет утешительницею всех, притекающих с верой к Ее заступлению.

Но кто желает удостоиться благодатного покрова Ее, должен вознести к Ней, вместе с молитвой, если не добрые дела свои, то, по крайней мере, живую веру, смирение и покаяние. Это последний урок для всех нас от настоящего празднества нашего! Аминь.

Протоиерей Григорий Дьяченко