Поиск по каталогу:
Галерея икон
О Свято-Троицком братстве

В мастерских Свято-Троицкого Братства осуществляется много церковных ремесел и искусство народного промысла. За удивительно короткий срок существования мастерских резьба по дереву переросла в истинно народный промысел. Сегодня в Свято-Троицком Братстве изготавливают уникальные резные иконостасы, киоты, аналои, жертвенники, троны на Горнее место, выносные кресты, литийные и панихидные столы, кафедры и другие предметы церковного интерьера. Во многих храмах и монастырях продаются киоты, выполненные щигровскими умельцами.

Далее
Уникальный промысел

Маленький провинциальный городок Щигры, известный разве что тем, что здесь писатель Иван Тургенев поселил своего «Гамлета Щигровского уезда», вдруг стал… всероссийским центром производства церковного убранства. Создают здесь подлинные шедевры, украшающие лучшие храмы России и зарубежья. Откуда взялось подобное чудо?..

Далее

Главная / Галерея икон / Пресвятая Богородица / Феодоровская икона Божией Матери

Феодоровская икона Божией Матери

Феодоровская икона Божией Матери

Артикул 601242
Размер иконы
Феодоровская икона Божией Матери. Обретение чудотворного образа.

Вот уже более 700 лет покровительствует Костроме чудотворная Феодоровская икона Божией Матери.

«Настольная книга священнослужителя» утверждает, что Феодоровская – Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой в I веке от Рождества Христова. Канонический тип изображения Богородицы на этой иконе – «Умиление» (по-гречески – «Милостливая»): Пресвятая Богородица и Богомладенец, соприкасаясь щеками, являют миру взаимную нежность, теплую заботу друг о друге и обо всем страдающем человечестве.

Кем и когда она была привезена из Иерусалима в русские земли, неизвестно. Однако память людская сохранила сведения о том, что в начале XII века образ находился в часовне недалеко от города Китежа. Возле этой часовни поднялся Феодоровский Городецкий мужской монастырь. В 1263 году в нем скончался великий князь Александр Невский, возвращавшийся из Золотой Орды. Образ хранил подступы к поволжскому городу и почитался как древний и чудотворный.

Икона имеет оборотную сторону с изображением святой мученицы Параскевы, именуемой Пятницей и считавшейся на Руси покровительницей свадеб и невест [3, стр.4]. Исследователи предполагают, что образ Параскевы был писан в XIII веке по указанию великого владимирского князя Ярослава Всеволодовича к свадьбе его сына Александра (в 1240 году прозванного Невским). Эта икона как отцовское благословение стала молельным образом Александра Ярославича [4, стр.44].

В 1239 году Городец был сожжен монголо-татарскими захватчиками, а образ Царицы Небесной с того времени «не обретеся в городе» [3, стр.4]. Можно предположить, что икона была передана Александром Невским (1220-1263) младшему брату Василию Мизинному (1341-1277), князю Костромскому.

Но в памяти народной появление иконы в Костроме связано с чудом, которое было описано в «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери» протопопом костромского Успенского собора Феодором, жившим в XVII веке. Подлинник «Сказания» не сохранился, но есть его пересказ, сделанный протоиереем Иоанном Сырцовым в 1908 году. Вот что он поведал нам.

В августе, 16 числа, князь Василий Ярославич отправился на охоту в северные лесистые окраины города, сопровождаемый свитой и псами. В сосновом лесу у речки Запрудни благоверный князь увидел образ Божией Матери, сияющий небесной славой. Испытывая страх и радость, князь спешился, приблизился к образу и решился было взять его. Но образ чудесно поднялся по дереву на недосягаемую для князя высоту. Василий Ярославич отступил от места явления, преклонил колена и начал с сокрушением сердечным и со слезами умолять Матерь Божию, чтобы сподобила Она принять образ в свои руки и унести в Кострому. Но чудный образ не дался ему в руки.

Тогда князь поспешил в город, поведал о столь необыкновенном событии духовенству и гражданам. Православные немедленно составили крестный ход и отправились к месту чудного явления. Увидев икону, все коленопреклоненно со слезами на глазах стали молить Матерь Божию, чтобы Она, в лице новоявленной иконы, оказала милость городу, перешла бы в Кострому. Затем икона была духовенством беспрепятственно снята с дерева и в крестном ходе на руках священнослужителей перенесена в соборный деревянный храм во имя великомученика Феодора Стратилата [3, стр.6].

На следующий день жители Костромы пришли в храм для поклонения чудесно явившемуся образу Божией Матери и многие из них при этом объявили, что накануне явления святыни, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, были очевидцами того, как необычайный, нездешне одетый воин прошествовал по улицам Костромы с новообретенной иконой Божией Матери. Люди с изумлением узнавали в нем святого Феодора Стратилата, словно сошедшего со стен посвященного ему городского собора. Эти свидетельства убедили князя Василия и всех горожан, в том, что сам небесный покровитель Костромы, принес в дар городу новую святыню. От имени великомученика Феодора Стратилата икона и получила свое прозвание [3, стр.7-8].

А на месте явления образа Божией Матери князем Василием впоследствии была основана первая иноческая обитель на Костромской земле – Спасо-Запрудненский мужской монастырь. В память этого события алтари летнего храма Успенского собора, в изъятие из общего правила, были обращены не на восток, а на север, в направлении места обретения чудотворной иконы [5, с.110-111].

Опираясь на реальные исторические обстоятельства, можно считать, что явление Феодоровской иконы Божией Матери князю Василию Ярославичу совершилось между 1256 и 1262 годами.

http://www.family-history.ru