Главная / Галерея икон / Пресвятая Богородица / Феодоровская икона Божией Матери
Феодоровская икона Божией Матери |
Размер иконы
Вот уже более 700 лет покровительствует Костроме чудотворная Феодоровская икона Божией Матери.
«Настольная книга священнослужителя» утверждает, что Феодоровская – Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой в I веке от Рождества Христова. Канонический тип изображения Богородицы на этой иконе – «Умиление» (по-гречески – «Милостливая»): Пресвятая Богородица и Богомладенец, соприкасаясь щеками, являют миру взаимную нежность, теплую заботу друг о друге и обо всем страдающем человечестве.
Кем и когда она была привезена из Иерусалима в русские земли, неизвестно. Однако память людская сохранила сведения о том, что в начале XII века образ находился в часовне недалеко от города Китежа. Возле этой часовни поднялся Феодоровский Городецкий мужской монастырь. В 1263 году в нем скончался великий князь Александр Невский, возвращавшийся из Золотой Орды. Образ хранил подступы к поволжскому городу и почитался как древний и чудотворный.
Икона имеет оборотную сторону с изображением святой мученицы Параскевы, именуемой Пятницей и считавшейся на Руси покровительницей свадеб и невест [3, стр.4]. Исследователи предполагают, что образ Параскевы был писан в XIII веке по указанию великого владимирского князя Ярослава Всеволодовича к свадьбе его сына Александра (в 1240 году прозванного Невским). Эта икона как отцовское благословение стала молельным образом Александра Ярославича [4, стр.44].
В 1239 году Городец был сожжен монголо-татарскими захватчиками, а образ Царицы Небесной с того времени «не обретеся в городе» [3, стр.4]. Можно предположить, что икона была передана Александром Невским (1220-1263) младшему брату Василию Мизинному (1341-1277), князю Костромскому.
Но в памяти народной появление иконы в Костроме связано с чудом, которое было описано в «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери» протопопом костромского Успенского собора Феодором, жившим в XVII веке. Подлинник «Сказания» не сохранился, но есть его пересказ, сделанный протоиереем Иоанном Сырцовым в 1908 году. Вот что он поведал нам.
В августе, 16 числа, князь Василий Ярославич отправился на охоту в северные лесистые окраины города, сопровождаемый свитой и псами. В сосновом лесу у речки Запрудни благоверный князь увидел образ Божией Матери, сияющий небесной славой. Испытывая страх и радость, князь спешился, приблизился к образу и решился было взять его. Но образ чудесно поднялся по дереву на недосягаемую для князя высоту. Василий Ярославич отступил от места явления, преклонил колена и начал с сокрушением сердечным и со слезами умолять Матерь Божию, чтобы сподобила Она принять образ в свои руки и унести в Кострому. Но чудный образ не дался ему в руки.
Тогда князь поспешил в город, поведал о столь необыкновенном событии духовенству и гражданам. Православные немедленно составили крестный ход и отправились к месту чудного явления. Увидев икону, все коленопреклоненно со слезами на глазах стали молить Матерь Божию, чтобы Она, в лице новоявленной иконы, оказала милость городу, перешла бы в Кострому. Затем икона была духовенством беспрепятственно снята с дерева и в крестном ходе на руках священнослужителей перенесена в соборный деревянный храм во имя великомученика Феодора Стратилата [3, стр.6].
На следующий день жители Костромы пришли в храм для поклонения чудесно явившемуся образу Божией Матери и многие из них при этом объявили, что накануне явления святыни, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, были очевидцами того, как необычайный, нездешне одетый воин прошествовал по улицам Костромы с новообретенной иконой Божией Матери. Люди с изумлением узнавали в нем святого Феодора Стратилата, словно сошедшего со стен посвященного ему городского собора. Эти свидетельства убедили князя Василия и всех горожан, в том, что сам небесный покровитель Костромы, принес в дар городу новую святыню. От имени великомученика Феодора Стратилата икона и получила свое прозвание [3, стр.7-8].
А на месте явления образа Божией Матери князем Василием впоследствии была основана первая иноческая обитель на Костромской земле – Спасо-Запрудненский мужской монастырь. В память этого события алтари летнего храма Успенского собора, в изъятие из общего правила, были обращены не на восток, а на север, в направлении места обретения чудотворной иконы [5, с.110-111].
Опираясь на реальные исторические обстоятельства, можно считать, что явление Феодоровской иконы Божией Матери князю Василию Ярославичу совершилось между 1256 и 1262 годами.