Поиск по каталогу:
Галерея икон
О Свято-Троицком братстве

В мастерских Свято-Троицкого Братства осуществляется много церковных ремесел и искусство народного промысла. За удивительно короткий срок существования мастерских резьба по дереву переросла в истинно народный промысел. Сегодня в Свято-Троицком Братстве изготавливают уникальные резные иконостасы, киоты, аналои, жертвенники, троны на Горнее место, выносные кресты, литийные и панихидные столы, кафедры и другие предметы церковного интерьера. Во многих храмах и монастырях продаются киоты, выполненные щигровскими умельцами.

Далее
Уникальный промысел

Маленький провинциальный городок Щигры, известный разве что тем, что здесь писатель Иван Тургенев поселил своего «Гамлета Щигровского уезда», вдруг стал… всероссийским центром производства церковного убранства. Создают здесь подлинные шедевры, украшающие лучшие храмы России и зарубежья. Откуда взялось подобное чудо?..

Далее

Главная / Галерея икон / Пресвятая Богородица / Феодоровская икона Божией Матери

Феодоровская икона Божией Матери

Феодоровская икона Божией Матери

Артикул 601256
Размер иконы

14 марта (27 марта по новому стилю) Православная Церковь чествует особую, судьбоносную для России и особенно для ее высшей государственной власти чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери.

Святыня имеет общероссийское значение: на протяжении трех веков она была покровительницей Царского Дома Романовых, державной Заступницей Российского государства.

Именно эта икона олицетворяет собой конец Смутного времени и начало восстановления русского государства после долгих лет унижений и нестроений.

Вот рассказ о Феодоровской иконе из "Житий святых" архиепископа Филарета (Гумилевского), изданных Сретенским монастырем.

Феодоровская икона Божией Матери для нас особенно достопамятна тем, что в присутствии ее в 1613 году Марфа Иоанновна благословила юного сына своего Михаила Феодоровича на Российский престол, потрясенный самозванцами и поляками, и сын ее изъявил свое согласие принять царское кормило правления.

В столь смутные времена, каковы были пред воцарением Михаила Феодоровича, мать его долго не соглашалась на высокое призывание сына своего, и сам он страшился и уклонялся от этого призывания . Мать и сын боялись также, чтобы согласием своим не предать Филарета Никитича мщению поляков, у коих был он в плену. Обстоятельства восшествия Михаила Феодоровича на престол содействием Богоматери , покрову Которой вверена Православная Россия, трогательно изображены в грамоте к Михаилу Феодоровичу и матери его, в Кострому, о призывании Михаила Феодоровича на Всероссийкий престол.

"Челом бити благоверной Государыне Марфе Иоанновне, и благоверному Государю Михаилу Феодоровичу, чтобы она благословила его на Московское царство, послали в Кострому от священного чина - Феодорита, архиепископа Рязанского и Муромского, Чудова монастыря архимандрита Аврамия, Спасо-Новаго монастыря архимандрита Иосифа и Троицы-Сергиева монастыря келаря Аврамия Палицына, и настоятелей Московских соборов Благовещенского и Архангельского от царского же синклита избрали и послали болярина Феодора Иоанновича Шереметева, и с ним окольничих, стольников, дворян, детей боярских, атаманов, казаков и множество людей всякого чина.

Посольство отпустили с иконами Петровской Богородицы и великих чудотворцев Московских Петра, Алексия и Ионы. Посольство, не дойдя до Костромы на одно поприще, остановилось. В следующий день, 14 марта, архиепископ Феодорит с прочими духовными, в сопровождении всех чинов, пришедших из столицы, прибыли в соборный храм Костромы, отслужили молебен и, взяв местный чудотворный образ Феодоровской Богоматери, пошли в Ипатиевскую обитель, в которой находились Марфа Иоанновна и Михаил Феодорович. Михаил Феодорович и матерь его сретили крестное торжественное шествие за св. воротами обители.

Помолившись Господу Богу и Пречистой Богородице, они со слезами приложились к чудотворным иконам, приняли благословение от архиерея, присланного из царствующего града и, быв упрошены, вступили с крестным ходом в соборную монастырскую церковь Живоначальной Троицы. Здесь поднесли матери и сыну многомолебное писание от всего священного собора, и от бояр, и от всего воинства и от христоименитого народа Российской державы, чтобы государыня благословила сына своего Михаила Феодоровича Царем и Государем на Московское государство и над прочими государствами Российской державы, и чтобы и благоверный Великий Государь Михаил Феодорович прошения не презрел.

Долго умоляли Марфу Иоанновну дать благословение; она была сначала непреклонна, плакала и говорила: "яко мнози прежде бывшие цари обругаемы бяху; а инии и чуждую землю познаша; мое же чадо, младо суще, недоумеет к уменьшению людских злостей управляти: молю вас, не лишите меня единородного чада". После продолжительных и напрасных убеждений склонить Марфу Иоанновну на желания отечества, архиепископ приемлет на руки свои чудотворную Феодоровскую икону Пресв. Богородицы, а Троице-Сергиевский келарь Аврамий образ св. чудотворцев Московских Петра, Алексия и Ионы, подносят св. иконы к старице, и твердым голосом вещают Марфе Иоанновне и Михаилу Феодоровичу: "для чего же пречистая и чудотворная икона Пресв. Богородицы и великие святители Христовы шествовали с нами? Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мире, ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери, и ради великих святителей не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога; ибо воистину от Бога вы избраны. Не прогневайте всех Владыку и Бога". Марфа Иоанновна не могла более противиться желанию России.

Проливая слезы умиления пред образом Пречистой Богородицы, мать берет сына своего и предает покрову Заступницы Небесной. "Се Тебе, Пречистая Богомати, говорит она, в Твои пречистые руки, Владычице, предаю чадо свое, по воле Твоей устрой полезное ему и всему православному христианству". Михаил просил мать не соглашаться, но она отвечала: "се дело Божие, а не человеческое, не смею противиться". Михаил плакал, все безмолвствовали. Он повергся пред иконою Богоматери и произнес: "Боже, Твоя есть воля, я раб Твой, аще на то есть воля Божия. Да буди тако", и, приняв прошение и благословение, на выю и перси животворящий крест, в десницу жезл царский, сел на престол царский и наречен был Богом избранный благоверный Великий Государь Царь и Великий Князь, всея России Самодержец в церкви Ипатиевскаго монастыря, волею Божиею и Московскаго государства всех чинов хотением.

Так с помощью Богоматери в 1613 году 14 марта совершилось избрание Михаила Феодоровича на Всероссийское царство. В этот день великая была радость в Костроме; установили совершать праздник в честь Богородицы Феодоровския иконы в память этого избрания.

Феодоровская икона, столь славная в отечественной нашей истории, украшена золотым окладом, более полпуда весом, с бриллиантами, яхонтами, изумрудами, рубинами и другими драгоценными каменьями. С ней ежегодно бывают крестные ходы в день Пятидесятницы в Ипатиевский монастырь, а 16 августа в Спасо-запруденскую церковь. Феодоровская икона привлекает к себе отовсюду множество Богомольцев. Ежедневно с утра до вечера, говорят очевидцы, к ней притекают и поклоняются пред нею усердствующие.

Главная святыня Костромы – чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – хранится в Костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе.