Поиск по каталогу:
Галерея икон
О Свято-Троицком братстве

В мастерских Свято-Троицкого Братства осуществляется много церковных ремесел и искусство народного промысла. За удивительно короткий срок существования мастерских резьба по дереву переросла в истинно народный промысел. Сегодня в Свято-Троицком Братстве изготавливают уникальные резные иконостасы, киоты, аналои, жертвенники, троны на Горнее место, выносные кресты, литийные и панихидные столы, кафедры и другие предметы церковного интерьера. Во многих храмах и монастырях продаются киоты, выполненные щигровскими умельцами.

Далее
Уникальный промысел

Маленький провинциальный городок Щигры, известный разве что тем, что здесь писатель Иван Тургенев поселил своего «Гамлета Щигровского уезда», вдруг стал… всероссийским центром производства церковного убранства. Создают здесь подлинные шедевры, украшающие лучшие храмы России и зарубежья. Откуда взялось подобное чудо?..

Далее

Главная / Галерея икон / Пресвятая Богородица / Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери

Артикул 600687
Размер иконы

История Тихвинской чудотворной иконы дошла до наших дней в «Сказаниях о явлении и чудесах иконы Тихвинской Богоматери», самые ранние из которых относятся к началу XVI века. Его появление относится к глубокой древности. По преданию, этот образ один из тех, что написаны самим евангелистом Лукой при жизни Богоматери. Св. Лука послал ее в Антиохию в дар державному Феофилу.

Впоследствии она находилась в Иерусалиме, а в V веке царица Евдокия перенесла ее в Константинополь и поставила в специально построенном для нее храме — Влахернском. На протяжении веков он сохранялся и почитался в Византии, считаясь символом Византийской империи. Однако в период иконоборчества икона из Византии пропала и через некоторое время в 1383 году чудесным образом явилась рыбакам на Ладожском озере, а затем перенеслась в Тихвин.

После явления на Тихвинской земле Чудотворной иконы были построены деревянные часовни, затем церкви в местах явления: в селе Вымоченицы на реке Ояти — в честь Рождества Богородицы; в Кожеле на Куковой горе у реки Паши — во имя Покрова Пресвятой Богородицы; на правом берегу Тихвинки, близ монастыря, — во имя Всех Святых (Полковая); в стенах монастыря в Тихвине — во имя Успения Божией Матери. Строительство первой церкви Успения было отмечено чудесным знамением, которое обусловило возникновение тихвинского сюжета в иконописной традиции — Явление Богоматери и Святителя Николая пономарю Георгию в пустыне — и возведение в более позднее время Николо-Беседного монастыря (располагался в трех верстах от Тихвина). Церковь Успения трижды горела «от свещи». У конце концов, по велению Великого князя Василия Иоановича был построен каменный храм. Он был закончен 12 августа 1515 года, и на этом месте по велению державного сына его, царя Иоанна Васильевича, основан Тихвинский Большой монастырь.

Здесь Тихвинская икона Божией Матери Одигитрия не только нашла свое успокоение на несколько веков, но и прославилась как защитница северо-западных рубежей России. В 1611–1613 годах шведские воины не раз пытались разрушить Тихвинскую обитель, однако, всякий раз, как гласят предания, оборотясь с молитвою к Богоматери. Защитники отражали натиск врага. Каждой победе предшествовали знамения — тихвинцы видели, что Царица Небесная помогает им, поражая страхом врагов, которым мерещились со всех сторон наступающие на них бесчисленные русские войска.

Православные люди верят в чудотворную силу образа, что от нее произошло множество исцелений. Из уст в уста передаются предания об этих чудесных явлениях: в 1567 году слепая Мавра, приведенная к иконе, впервые за 17 лет увидела свет, житель Тихвина Иоанн, будучи немым в течение 15 лет, перед святою иконой заговорил.

У Тихвинского монастыря были свои традиции, связанные с тем благостным образом, который хранился в монастырском Успенском Соборе. В память чудесного явления Тихвинской иконы и победы над врагами с помощью Богородицы Церковь установила по всей России праздник в честь Тихвинской иконы — 9 июля (по новому стилю). В древние времена после 26 декабря, по совершении собора в честь Богородицы. Из Тихвинского монастыря ездили с образами и праздничной святыней в Москву. Этот обычай продолжался до 1678 года.

Ежегодно в четверг страстной седмицы, совершался обряд омовения Чудотворного образа. Святая икона крестообразно омывалась освященною водой. Потом эта вода раздавалась народу, а оставшуюся разливали в сосуда и хранили в течение года, раздавая богомольцам по их желанию.

Поклониться Чудотворной иконе в Тихвинский монастырь приезжали: в 1747 году — императрица Елисавета Петровна. В 1798 — император Павел Петрович, в 1809 году — Великая княгиня Екатерина Павловна с супругом, она приложила к иконе великолепный бразильский топаз и дорогие бриллианты, она же привезла от императрицы Марии Федоровны бриллианты и голубой сапфир в 80 каратов.

В Тихвинском Успенском монастыре находились, кроме Явленной, еще три особо славных иконы. Выносная использовалась для крестных ходов, посещения домов, где требовалось утешить верующих в скорби и болезнях. Ополченная сопровождала тихвинские дружины народного ополчения в Отечественную войну 1812 года, а затем в 1855–1856 годах. Икона У западных врат была написана в память первого явления иконы, долгого ее пребывания в Тихвине и победы над шведами прямо на внешней стене монастыря, его Надвратной церкви, она значительно крупнее оригинала.

В Тихвине были свои иконописцы и написанные ими изображения Богородицы — копии (списки) с Тихвинской Одигитрии — распространялись по всей России. В редком храме нет этого образа.