Главная / Галерея икон / Пресвятая Богородица / Знамение икона Божией Матери
Знамение Курская Коренная икона Божией Матери |
Размер иконы
В Русской земле, в Курской епархии, на берегу реки Тускарь стоит монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, известный в народе как Коренная пустынь. Места эти связаны с чудом явления главной святыни Курской земли — иконы Божьей Матери «Знамение», волею Господа ставшей в 20 веке самой почитаемой иконой Русской Православной Церкви Заграницей.
Обретение этой иконы произошло в бедственную для русского народа пору, когда многие города и селения были сожжены татаро-монгольскими полчищами Батыя. Этой горестной участи не избежал и Курск с его окрестностями. И неизвестно возродился бы он вновь, если не чудо, случившееся здесь в самом конце XIII века.
«В 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8-го сентября, случилось одному благочестивому мужу придти ради своего прибытка в лес, которым поросли окрестности Курска, по его разорении, и по Божию смотрению увидел он близь реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды, увидя это оный муж поставил честно обретенную им икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную Икону, возвратились с миром восвояси» («Повесть о явлении чудотворной иконы Пречистыя Богородицы, честного и славного Ея Знамения…», рукопись XVII века).
Во времена татаро-монгольского ига во спасение народа и нашей Родины были посланы Руси и многие другие чудотворные иконы в честь Богородицы (Костромская-Федоровская в 1239 г., Устюжская в 1290 г., Толгская в 1314 г., Чухломская в 1350 г., Донская в 1380 г., Тихвинская в 1383г., Путивльская в 1405 г., Колочская в 141З г., Псковская или Гирская в 1420 г.)
Несмотря на то, что Курская икона Богородицы «Знамение» была совсем небольших размеров (15,2 х 15,6 см), нашедшие ее не дерзнули нести ее с места обретения. Но вскоре место явления святыни стали посещать паломники, и князь ближайшего уцелевшего городка Рыльска — Василий Шемяка приказал перенести икону в свой город.
Чудотворный образ был торжественно встречен жителями города. Однако Шемяка не стал участвовать в торжествах и за то ослеп. Раскаявшись и получив исцеление, умиленный этим чудом князь отстроил в Рыльске церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, где и была поставлена чудотворная икона. Однако она чудесным образом исчезла и возвратилась на место своего явления. Жители Рыльска неоднократно брали икону, но всякий раз она оказывалась в часовне, на месте где ее нашли.
По названию местности икона получила именование Курской, также ее именовали Коренной — потому, что обретена она была при корнях дерева.
В 1383 году во время одного из набегов татары вновь «явились в Курск и достигли места явления Иконы в лесной стороне; увидев здесь священника Боголепа, взяли его в плен, часовенку, в коей была обретена на корне Икона Знамения Богородицы, сожгли, а саму Икону рассекли надвое и раскидали в разных сторонах от леса по дороге в Курск. Прибывший к хану посол от царя, увидев в плену священника Боголепа выкупил его. Боголеп, придя на место явления Иконы и не видя ее, помолился со слезами Господу и обратился на искание Иконы; в одном месте увидел он замечательный куст травы, от прочих отличный, скученный кругом, подходит к нему и видит посреди оного половину Иконы; познав от сего, что Икона татарами расколона, восплакался горько и возложив упование на Матерь Божию, взяв с собою найденную половину Иконы, отправился далее на поиски другой половины. Пройдя довольно долго по следам их поганых, большую часть ее обращал взор, чтобы увидеть подобный первому кусту травы, как знак и хранилище неоцененного сокровища второй половины Иконы. Пройдя более версты к Курску, видит в дремучем лесу подобный куст, бросился с неописанной радостью к нему, видит в средь его лежащую вторую половину Иконы и, облобызав оную от чистого душевного чувства, сложил обе половины и — о чудо! — явилась цельная, как была прежде, Икона Знамения Пресвятой Богородицы.» (Курские епархиальные ведомости № 41 за 1902 год).
После всего этого на месте явления иконы соорудили более прочную и просторную часовню. И с разных концов России стали приходить сюда, на лесистый склон реки Тускари, люди для поклонения иконе. Паломников становилось с каждым годом все больше, потому что от иконы исходили многие благодатные знамения и совершались исцеления.
Слава о чудесах Курской Коренной иконы дошла и до Москвы, и царь Феодор Иоаннович велел перенести икону для поклонения в столицу, а разрушенный татарами город Курск отстроить заново. Было это в 1597 году.
Последний русский царь из рода Рюриковичей встретил икону сам с патриархом Иовом, со всем освященным Собором, ближними боярами и войском. С подобающей честью она была внесена в Царские чертоги, и по совершении перед ней молебного пения, царь приказал сделать вокруг Иконы особую кипарисную доску с написанием на ней вверху Господа Саваофа, а по сторонам и внизу ветхозаветных пророков с хартиями в руках. Сделан был серебряный с позолотой оклад, украшенный жемчугом и драгоценными камнями.
Царица Ирина привесила к Иконе собственноручно расшитую золотом, серебром и жемчугом пелену красного атласа, на которой золотыми буквами была вышита следующая надпись: «Повелением Благоверного Государя и Великого Князя Федора Иоанновича всея России самодержца и Благоверныя Государыни Великия Княгини Ирины, и их дочери Великой княжны Феодосии сделана сия пелена к образу Пречистыя Богородицы Курския, лета 7105».
После подобающей встречи царь отпустил икону обратно и велел из своих средств устроить на месте ее появления монастырь. Так началась Коренная пустынь. Так и Курск был отстроен заново.
Первым настоятелем — игуменом будущей обители был определен священник из Рыльска, имевший особое усердие к Коренной иконе, часто совершавший на месте ее обретения молебны и иные требы для богомольцев — паломников. В монашестве он получил имя Евфимий.
В 1598 году царь Федор Иоаннович умер, а царь Борис Годунов повелел перенести «царское иждивение» из Коренной пустыни в Курск ввиду опасной близости крымских татар, напавших на Белгород. Икону поместили в придел в честь Рождества Богородицы, устроенном стараниями игумена Евфимия при городском Воскресенском соборе.
В 1601 – 1603 годах Россию поразил страшный голод. Плодородные земли не давали урожая, все… кроме Курской земли. Она одна три года снабжала хлебом не только своих жителей, но и Москву. В сознании людей это прямо связывалось с чудотворной иконой; как бы в благодарность ей царь Борис пожаловал еще не возникшей Коренной пустыни денежную казну, ризы, свечи, ладан, иконы, колокола и книги. Все это также пока разместилось в Курске.
Строительство в Курске крепости в то время еще не было завершено, и в 1604 году отряд Лжедмитрия I беспрепятственно вошел в город и взял Курскую Коренную икону с собой в Путивль, откуда она в стане самозванца была привезена в Москву. Но святыни не помогают неправому делу — Лжедмитрия постигло народное мщение. Так волею Господа Курская Коренная икона в столь критический момент истории оказалась в столице и оставалась там до окончания Смутного времени и установления в России законной власти в 1613 году.
Курская крепость была достроена, а Коренную пустынь в те годы постигло бедствие. В 1611 году объединенная орда крымских, ногайских и казанских татар напала на Курский уезд (Курск не был ими взят). Пустынь была разрушена, вместе с ней «погорели все грамоты и выписи».
В 1612 году 7-тысячное войско польско-литовских интервентов во главе с Сагайдачным и Жолкевским неожиданно подступило к Курску. Жители города сбежались в Воскресенский собор и всю ночь со слезами молились перед списком с Коренной иконы в приделе Рождества Богородицы об избавлении от неприятеля, обещая Царице Небесной построить и в Курске монастырь в честь Ее иконы. Во время этого всенощного бдения в храм пришла некая женщина и сказала, что ей явилась Матерь Божия. В ту же ночь пушкарь Иван Москвитин видел Светозарную Деву в сопровождении двух юношей в светлых одеждах. Ободрившиеся куряне крестным ходом обнесли список Коренной иконы по стенам крепости. Четыре недели держали враги осаду Курска, захватили Большой Острог, но Малого Острожка, где укрывались жители и воины, взять не смогли.
Исполняя свой обет, куряне всех сословий направили в том же 1612 году московским боярам, а в 1613 году — царю Михаилу Федоровичу Романову челобитные, в которых, описав происшедшие события, просили разрешения на месте Малого Острожка построить монастырь в честь Курской Коренной иконы Знамения.
В 1615 году Знаменский монастырь был построен. По просьбе курян в Курск была возвращена Коренная Знаменская икона из Москвы, где она пробыла все «смутное время». В том же году Коренная пустынь была восстановлена, но введу утраты всех ее бумаг, она была приписана к Знаменскому монастырю.
Возникновение в Курске монастыря в честь Коренной Знаменской иконы поставило Коренную пустынь в зависимое положение; поскольку главная святыня — Курская Коренная икона пребывала в Курске, то пустынь неизбежно должна была прийти в упадок.
Но святое место не было забыто, здесь созидалась небольшая и очень скромная обитель. В 1618 году была освящена деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы; построены несколько келий, необходимые хозяйственные здания (все — деревянные), колодезь над источником. В обители находились один монах и четыре «вкладчика». В 1621 году здесь жили четыре монаха, да за монастырем находился дом священника Михаила. В 1630 году обитель насчитывала 10 человек монашествующих.
В 1618 году по случаю освящения первой деревянной церкви Рождества Богородицы, в девятую пятницу после Пасхи Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» была перенесена из Курска в Коренную пустынь. Так было положено начало крестным ходам от Курска до Коренной. С этого момента из зимнего места пребывания — Знаменского собора Курска икона переносилась в летнее — Коренную пустынь, где оставалась до 12 (25) сентября.
Вера народа в помощь Богоматери Курской Коренной иконы не раз получала благодатные подтверждения. В 1634 году польский гетман Иеремия Вишневецкий с большим войском быстрым маршем прошел от Путивля к Курску, рассчитывая на внезапность нападения. Однако за семь часов до рассвета в Курске сам собою зазвонил вестовой колокол… Дежуривший на башне стрелец Киприян Ерпылев потрясенный сбежал с поста, чтобы доложить о том воеводе, что в колокол звонит не иначе как Божественная сила. Затем, сразу же, прибыл гонец с донесением о неприятеле вблизи от Курска. Куряне успели подготовиться к обороне. Осмотрев крепость, Вишневецкий решил, она не выдержит приступа и предложил курянам сдаться. Их ответ был таков:
«Мы, сирые, никако же вашего сего прещения боитися, но крепко на предстательство оного над нами воеводства Богородична образа надеемся, заме никаким же никогда же она стена оборима бяше, и нас, прибегших к нему в покров, от всяких ваших над нами злоумышлении избавит, и град наш сохранит, и злую мудрость вашу и множиство силы ни во что же обратит, и с срамом от града нашего отженет».
В 1634 году и Курск, и Богородицкий монастырь были разорены поляками, но крепость не сдалась. Она выстояла и через 9 лет, когда город осаждали крымские татары. Коренная пустынь в те годы осталась невредимой.
История пустыни в конце 17 века связана с жизнью первого русского библиографа Сильвестра (Медведева). Он родился в этих краях. Побывал в Москве на обучении. Принял постриг в Путивле. Монашествовал в Коренной с 1675 года. В 1677 году уехал в Москву, так как был назначен справщиком и книгохранителем Московского печатного двора. Он много сделал для развития русского книжного дела.
Все время пока не миновала опасность татарских набегов Коренная пустынь не отстраивалась. По документам 1701 года, здесь пребывало семь монашествующих с уставом, близким к общежительному. Настоятели из иеромонахов назначались в чине «строителей»; бывали и игумены — в том случае, если они ранее уже имели таковой сан.
В 1703 году вместо бывшей деревянной церкви в Коренной пустыни была построена двухэтажная Рождества пресвятой Богородицы каменная церковь. В нижней церкви придел был освящен во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских (Феодосий Печерский был родом из Курска). В 1708 году в пустыни возведены Святые врата с церковью над ними и двумя престолами: в 1726 году освящен престол святого Архистратига Михаила, в 1729 году — престол Преображения Господня. Все это было сделано на личные средства двух богатых (из дворян) монахов Коренной пустыни.
Строительство в 1713 году церкви в честь иконы матери Божией «Живоносного Источника» над колодцем связано с именем выдающегося полководца, героя Полтавской битвы, Северной войны со шведами и многих других баталий, первого российского генерал-фельдмаршала из русских графа Бориса Петровича Шереметьева. По дороге с Украины в Москву Шереметьев посетил Коренную пустынь и, испытав благодатность святого источника, пожелал воздвигнуть над ним храм и выразить свою посильную благодарность Матери Божией «Единой имущей непобедимую победу». Он выделил необходимые средства и поставил своего смотрителя за работами. (Один из антиминсов храма «Живоносного Источника» был освящен в 1752 году святителем Иоасафом (Горленко; 1754) — выдающимся русским иерархом причисленным к лику святых).
Тогда же был сооружен каменный крытый ход от этой церкви до верхней площади монастыря к соборному храму. Строились новые келии, гостиные дворы.
Год от года традиционные крестные ходы в Коренную пустынь становились все многочисленнее, как и торги, которые местные жители приурочивали к этому времени. С 1726 по 1764 год срок пребывания в пустыни Коренной Курской иконы увеличилось с трех дней до недели.
По указу 1764 года Белгородской консистории Преосвященного Порфирия, епископа Белгородского и Обоянского, Коренная пустынь исключалась из ведения Курского Знаменского монастыря и становилась самостоятельной со штатом в семь монашествующих.
С 1765 по 1771 год Коренной пустынью управлял игумен Исайа (Илляшевич), постриженный в монашество святителем Иоасафом Белгородским (Горленко). Чтобы изыскать средства к дальнейшему ремонту и поддержанию жизни обители, игумен Исайя добился, что в 1765 году срок пребывания Курской иконы в Коренной пустыни был увеличен до двух недель.
Вскоре Синод запретил перенос иконы из-за часто возникавших споров между настоятелями Коренной пустыни и Знаменского Курского монастыря. Как полагают, это было сделано по инициативе обер-прокурора Синода, человека протестантских симпатий, графа Мелиссино. Они были возобновлены лишь по указу императрицы Екатерины II.
В 1792 году состоялся первый (по возобновлении) крестный ход в Коренную пустынь, после которого в Синод последовало еще прошение. Отмечая, что в крестном ходе участвовали многие тысячи людей, и не только местных, но и «из Москвы, С.-Петербурга, Киева, великороссийских, малороссийских и греческих городов, Валахии, Крыма, Польши и прочих стран», граждане Курска со скорбью жаловались, что соборное богослужение, молебны и акафисты в пустыни совершаются «с крайним небрежением», и просили в Коренной пустыни учредить общежительство по подобию Саровской пустыни.
Как связана судьба Коренной пустыни с чудотворной иконой Божьей Матери «Знамение», так и связана с ней судьба преподобного Серафима Саровского, который был родом из Курска.
В июне 1767 года тяжелобольному 9-летнему отроку Прохору Машину явилась Матерь Божия и сказала, что Сама придет и исцелит его, о чем Прохор поведал своей матери, Агафье Фатеевне. В тот год крестный ход из Знаменского Курского монастыря из-за сильного ливня изменил направление и пошел через усадьбу Машиных. Агафья Фатеевна вынесла мальчика во двор и попросила пронести над ним Коренную икону и дала сыну приложиться к ней, после чего он стал быстро выздоравливать. Этот случай из жизни преподобного Серафима Саровского связал его духовной нитью с Коренной иконой и Коренной пустынью. В 20-летнем возрасте он ушел в Саровский монастырь Тамбовской епархии. Как видим, не случайно духовное возрождение Курской Коренной пустыни началось именно от Саровского монастыря.
Синод прислал в настоятели для Коренной пустыни Саровского иеромонаха Илария, с ним прибыли иеродиакон Парфений и два послушника. Старец Иларий, отпустив из Коренной пустыни тех, кто не пожелал жить по-монашески, пополнил братию духовно крепкими людьми, ввел общежительный устав, не оставляя попечений и во внешнем благоустройстве обители. Однако по старости и слабости здоровья он не смог долго оставаться настоятелем и в 1795 году вернулся в Саров. В Коренной пустыни остался духовником иеромонах Парфений.
Назначенный в 1799 году настоятелем иеромонах Макарий (Каменецкий) прежде проходил послушание трапезаря в Санкт-Петербургской Александро-Невской Лавре; личные связи с высокопоставленными людьми в столице, в том числе с митрополитом Гавриилом, помогли отцу Макарию в деле возрождения Коренной пустыни. В 1804 году штат Коренной пустыни увеличился до 30 монахов и 10 больничных.
Указом Синода от 15 января 1806 года с согласия Императора Александра I предписывалось, чтобы икона Знамения Богородицы в Коренном Рождество – Богородичном монастыре находилась с 9-й пятницы по пасхе до 12/25 сентября; все сборы в течение этого времени шли в пользу Коренной пустыни. За благоустройством внутренним, духовным закономерно следовало и внешнее, материальное.
В 1806 году отец Макарий был возведен в сан игумена. Своим ближайшим помощником он сделал иеромонаха Парфения (бывшего саровского инока), который усердно трудился над духовным укреплением обители до 1809 года, когда был переведен настоятелем в Глинскую Рождество-Богородицкую пустынь.
В 1811 году в Коренной обители было девять иеромонахов, пять иеродиаконов, один белый диакон, четыре монаха и 25 послушников. Среди них были люди разного происхождения и положения (иногда и высокого), но с общим искренним стремлением к иноческому благочестию и подвижническому житию.
Игумен Макарий скончался 16 августа 1815 года и погребен под папертью соборного монастырского храма Рождества Богородицы. Его преемником стал игумен Палладий (Белевцев). При нем в Коренной пустыни была учреждена архимандрия; сам он, став первые ее архимандритом, в 1819 году был переведен настоятелем Курского Знаменского монастыря; там его деятельность увенчалась постройкой величественного Знаменского собора, который и по сей день украшает город.
В 1819 году в Коренной пустыни была освящена четвертая церковь Всех святых в братской трапезной с кельями.
В 1832 – 1835 годах, при архимандрите Паисии, были построены крытые каменные сходы с окнами, от верхней площадки монастыря к церкви «Живо-посного Источника». По свидетельству очевидцев, сходы эти придавали Коренной пустыни необычайно красивый вид, напоминая галереи Афонских монастырей и крытые галереи Ближних и Дальних пещер Киево-Печерской Лавры.
В 1852 году был заложен соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Освященный в 1860 году новый храм представлял собой один из лучших образцов русско-византийского стиля.
Была обновлена и церковь «Живоносного Источника». В центре ее, перед алтарем, находился огороженный железной решеткой колодец; в металлический чан, сооруженный для лучшего течения воды Коренного источника, верующие имели обыкновение бросать серебряные и медные деньги. Южные двери храма выходили на небольшой дворик, на западной стороне которого покатость горы была обсечена отвесно и вымощена камнем; неподалеку сквозь проделанное в камне отверстие можно было увидеть корень того самого вяза, у которого была найдена в 1295 году чудотворная икона Знамения Божией Матери. В 1885 году корень еще испускал три живых зеленых отростка.
В 1875 году, при архимандите Иоанникии, была построена пятая по счету монастырская церковь — в честь иконы Божией Матери Знамения на другом холме обители, через овраг. Близ этого храма выстроен был также одноэтажный корпус для братии, среди крыши его — небольшая колокольня. При этом храме было устроено скромное кладбище для погребения братии и благодетелей обители.
Совершенствовалась духовная подвижническая жизнь монашествующих, особенно при архимандрите Ювеналии (Половцеве), назначенном в 1862 году из Глинской пустыни, где он был настоятелем. Он продолжал дело, начатое в 1793 году Саровским старцем Иларием. Образованный в «духовных науках», отец Ювеналий стал примером для братии. При нем были полностью построены двухэтажный каменный корпус на правой стороне монастыря, двухэтажная гостиница. В 1868 году архимандрита Ювеналия перевели наместником Санкт-Петербургской Александро-Невской Лавры.
Для Коренной пустыни это были лучшие времена. В 1860 году в крестном ходе с Коренной иконой участвовало более 60 тысяч человек. Бывали годы, когда народу собиралось и съезжалось столько, что крестный ход растягивался на все 30 с лишнем километров — так, что, когда первые богомольцы входили в Коренную пустынь, последние еще находились на Красной площади в Курске.
Вид крестного хода представлен на известной картине Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии».
В 19 – начале 20 века Коренная пустынь приобрела тот вид, в котором она запомнилась очевидцам. От святых ворот ближе к рыночной площади были построены еще одни ворота с колокольней. Перед монастырем высились две гостиницы, внутри монастыря возникли каменные настоятельский корпус, братские корпуса, трапезная с церковью, гостиничные и больничные корпуса, другие постройки.
Еще несколько слов хотелось бы сказать о судьбе чудотворной Курской Коренной иконы «Знамение» и ее значении для русского народа. Икона и её списки сопровождали русское воинство во многих походах. Список иконы был в доме Дмитрия Пожарского на Лубянке в Москве. В 1676 году икона путешествовала на Дон для благословения Донских казачьих полков. В 1684 году Государи Иоанн и Петр Алексеевичи прислали в Коренную пустынь список с иконы с повелением, чтобы этот список сопровождал в походах православных воинов. В 1687 году икона посылалась в «большой полк». В 1689 году списки с иконы были даны полкам в Крымский поход.
В 1812 году Курское городское общество послало в действующую армию к М.И. Кутузову список с чудотворной курской иконы, вставив его в серебряную позолоченную раму. Полководец усердно молился перед образом Пресвятой Девы, выразил курским гражданам благодарность и уверенность, что город Курск есть, и будет пребывать в безопасности под покровом Царицы Небесной.
В 1898 году несколько злоумышленников, желая подорвать народную веру в чудодейственную силу иконы, решили ее уничтожить, подложив разрывной снаряд с часовым механизмом. Во втором часу ночи в Знаменском соборе раздался ужасный взрыв, сила его была так велика, что чугунная позолоченная сень над иконой была разорвана на куски, а тяжелое мраморное подножие раздроблено на несколько частей. Все стекла в соборе и даже в верхнем куполе были разбиты.
Среди всего этого разрушения невредимой осталась святая икона. Рассчитывая ее уничтожить, злоумышленники своим деянием послужили только большему прославлению чудотворного образа.
После октябрьской революции икона 12 апреля 1918 года была похищена из Знаменского собора среди бела дня. Розыски не дали результатов. Святыню обнаружили через несколько дней. Одна женщина, возвращаясь домой около 10 часов утра, проходила мимо колодца (по преданию выкопанного в юности самим преподобным Феодосием Печерским). Здесь, на обрубке колодца, она увидела завернутый в мешок сверток. В нем оказалась икона, но была она уже без великолепных риз, очевидно, подброшенная похитителями.
Во время гражданской войны, в 1919 году, икона (большую часть года хранившаяся в курском Знаменском монастыре) была вывезена из Курска: в Белгород, затем в Таганрог, Ростов, Екатеринодар, Новороссийск. 1 марта 1920 года на пароходе «Святой Николай» — в Константинополь, откуда в Грецию. Из Афонского подворья снова в Константинополь, потом в греческий город Салоники, затем в древнюю столицу Сербии город Ниш, в пригород Белграда Земун. Ненадолго (в сентябре 1920 года), по просьбе генерала Врангеля, икона побывала в Крыму для ободрения его войска. Врангелю это не помогло.
До 1943 года она постоянно пребывала с епископом Феофаном (последний Курский епископ, с которым икона покинула Курск), с 1943 – по 1963 год — с архиепископом Серафимом, уроженцем Курска.
В 1944 году икона была доставлена в Мюнхен, а затем в 1951 году в США, где недалеко от Нью-Йорка в местечке Магопак была основана Новая Коренная пустынь. С 1957 года Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» пребывала в Нью-Йорке в Синодальном Знаменском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей.
Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» является главной святыней Зарубежной Церкви. С 1963 года с иконой находился митрополит Филарет, уроженец Курска. В наши дни икона пребывает в покоях Первоиерарха Русской Зарубежной Православной церкви. Святыня посещает приходы США и других государств, где живут русские люди. Она считается одигитрией рассеянного по миру русского народа.
Коренная пустынь же после революции разделила судьбу России. С приходом советской власти монастырь закрыли. В 1923 году сходы к источнику разобрали, храм Рождества Пресвятой Богородицы взорвали, а на колокольне устроили смотровую площадку для обитателей дома отдыха, каковым стала Коренная пустынь. Сам поселок, именовавшийся в честь монастыря, назвали «Свободой». Источник зацементировали, даже выставили возле него дружинников.
Но вода пробилась сразу в нескольких местах. Сегодня родников у Коренной пустыни 16, и каждый из них обладает особыми лечебными свойствами. Все они ручейками сбегают в речку Тускарь, так что желающие лечиться от всего сразу просто ныряют в реку.
В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов Курск был оккупирован фашистами. И именно здесь совершилась победоносная Курская битва, имевшая переломное значение для всей войны. Командный пункт маршала Константина Рокоссовского находился в монастырском саду Коренной пустыни, совсем рядом с чудотворным источником.
Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал Коренную третьим духовным центром России на ряду с Троице-Сергиевской лаврой и Дивевской обителью Серафима Саровского в Нижегородской области.
История Курской коренной святыни, пройдя через период отрицания, вновь вернулась на круги своя. В августе 1989 года состоялась первая служба и Крестный ход со списком чудотворной иконы.
С начала 90-х годов в Коренной Рождества Богородицы пустыни ведутся восстановительные работы, совершаются богослужения, действует мужской монастырь и небольшая богадельня.
19 сент. 1991 г. Патриарх Алексий II освятил в Коренной пустыни храм Рождества Пресвятой Богородицы, посетив Курско-Белгородскую Епархию в связи с возвращением мощей святителя Иоасафа Белгородского.
Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Лавр в 2007 году совершил паломничество в Курскую Коренную пустынь.
В разные годы в Пустыни бывали: Лев Толстой, Федор Тютчев, Афанасий Фет, Владимир Гиляровский, Петр Чайковский, Георгий Свиридов, Владимир Путин.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 12 сентября 2009 года состоится принесение чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» из Америки в Москву.
По сообщению Патриархии образ будет доставлен в Москву делегацией Русской Зарубежной Церкви. Ожидается, что делегацию возглавит первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Иларион.
С 12 по 23 сентября икона будет находиться в Храме Христа Спасителя, а 23 сентября Патриарх Московский и всея Руси Кирилл лично доставит ее в Курск. Из аэропорта на машине икону привезут до площади Перекальского, откуда начнётся крестный ход со святыней к Знаменскому кафедральному собору. На площади перед собором пройдёт молебен под отрытым небом.
Планируется, что 24 сентября икону перенесут на место её исторического обретения в Рождества-Богородицкий монастырь Коренной пустыни. В тот же день предстоятель Русской Православной Церкви освятит престол Рождества-Богородицкого собора, построенного на месте монастырского, который был разрушен по приказу властей в 1923 году. (Воссоздание монастырского собора было условием РПЦЗ для совершения паломничества иконы в Россию).
25 сентября состоится традиционный крестный ход с иконой «Знамение» из Коренной пустыни в Знаменский кафедральный собор Курска, где в зимнее время года находится образ. Здесь икона будет находиться до 2 октября (По сообщениям электронных СМИ).
http://www.utug.tv