Поиск по каталогу:
Галерея икон
О Свято-Троицком братстве

В мастерских Свято-Троицкого Братства осуществляется много церковных ремесел и искусство народного промысла. За удивительно короткий срок существования мастерских резьба по дереву переросла в истинно народный промысел. Сегодня в Свято-Троицком Братстве изготавливают уникальные резные иконостасы, киоты, аналои, жертвенники, троны на Горнее место, выносные кресты, литийные и панихидные столы, кафедры и другие предметы церковного интерьера. Во многих храмах и монастырях продаются киоты, выполненные щигровскими умельцами.

Далее
Уникальный промысел

Маленький провинциальный городок Щигры, известный разве что тем, что здесь писатель Иван Тургенев поселил своего «Гамлета Щигровского уезда», вдруг стал… всероссийским центром производства церковного убранства. Создают здесь подлинные шедевры, украшающие лучшие храмы России и зарубежья. Откуда взялось подобное чудо?..

Далее

Главная / Галерея икон / Пресвятая Богородица / Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери

Артикул 601193
Размер иконы

Казанская икона Божией Матери олицетворяет собой всю глубину русской веры, она связана с величайшими историческими событиями России, с именами людей, ставшими великими и глубоко почитаемыми народом. С нею, например, напрямую соприкасается судьба священномученика патриарха Ермогена. Он лучше кого-либо повествует об обретении иконы в "Повести о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани." В конце июня 1579 года в Казани случился пожар, уничтоживший большую часть города. Пожар начался с дома Онучиных. Священномученик Ермоген пишет: "Оттуда праведный гнев Свой Господь за наши грехи испустил, оттуда же, близь места того... показал нам и светящиеся благодатные лучи и источник исцеления".

Через две недели после пожара Богоматерь трижды явилась девочке Матрене Онучиной во сне и повелела возвестить архиепископу и воеводам города Казани, чтобы они обрели Ее икону в земле на месте пепелища двора Онучиных. Словам девочки не поверили, а Богородица являлась к девочке еще и еще раз - трижды. Тогда Матрена с матерью стали заступом копать в указанном месте, где до пожара была печь. На глубине двух локтей (около метра) обнаружили икону. Одним из первых очевидцев этого чудного явления был скромный священник Никольской церкви Ермоген, который впоследствии стал патриархом всея Руси. Он писал: "...чудотворный образ чудно сиял светлостью, как будто вновь был написан красками, тогда как земной прах нисколько не коснулся того чудного образа, как сами мы видели".

К месту обретения иконы сразу же стеклось множество народа, город огласился праздничным звоном. Будущий патриарх Ермоген нес икону в церковь святителя Николая Чудотворца. Этот день, 8 июля, с 1579 года стал ежегодно праздноваться в Казани, а потом и по всей Руси. На месте обретения иконы в том же году царь Иоанн IV основал Богородницкий монастырь, где хранилась явленная Казанская икона. В этом монастыре приняли постриг девица Матрена с матерью.

Есть особый смысл в том, что Казанская обретена в недрах земли. Своим явлением Божия Матерь освещает стихии нашего мира - огонь, воду, воздух, растения и землю. В огне и на воздухе явились иконы Толгская и Тихвинская, на водах - Иверская, на деревьях - Феодоровская, Жировицкая. Казанская пришла из недр земных, как человек пришел на Землю из е е праха. Эту мистическую связь Богородицы с Землей глубоко почувствовали на Руси верующие люди. Не случайно зовут в народе Землю - Мать-Земля, а Богоматерь иногда в молитвах именуют "Землею благою".

По иконографии Казанская сродни "Одигитрии", в ней красота и мощь, она способна вливать силы как в одного человека, так и в целый народ.

Свою чудесную помощь икона явила в Смутное время, ровно через 33 года после обретения, когда Россия подверглась вторжению польских интервентов, вынашивавших замыслы посадить на Российский престол чужеземца и иноверца. Польские войска взяли Москву, захватили в плен и заточили в темницу патриарха Московского и всея Руси Ермогена. В заточении патриарх молился Богоматери, из темницы до русских патриотов доходили его призывы, чтобы они "крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство и, как обещались, положили души свои за Дом Пречистой, за чудотворцев и за веру". И вскоре возникло нижегородское ополчение Минина и Пожарского. У князя Дмитрия Михайловича Пожарского был список с Казанской чудотворной иконы. С этой иконой войска князя подошли к стенам захваченной поляками Москвы. Готовясь к штурму, русское воинство три дня постилось и молилось пред иконой Богоматери о победе.

Архиепископу Арсению, находившемуся в плену у поляков в осажденном Кремле, было видение преподобного Сергия Радонежского, который сказал: "Арсений, наши молитвы услышаны. Предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость, завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена". 22 октября 1612 года был взят Китай-город, а еще через два дня Кремль. 25 октября в воскресный день русские войска с крестным ходом вошли на Красную площадь с Казанской иконой Богоматери впереди.

На 22 октября установлено особое празднование Казанской иконы Божией Матери. Сначала оно распространялось на Москву, а после 1б49 года, по повелению царя Алексея Михайловича, - на всю Русь. Князь Пожарский в честь Пресвятой Богородицы за помощь в победе воздвиг на Красной площади в 1630-е годы своим иждивением храм Казанской иконы, где она хранилась почти триста лет. В двадцатые годы нынешнего столетия храм был варварски уничтожен. Но есть надежда, что он будет вновь воссоздан на прежнем фундаменте. 4 ноября (22 октября) 1990 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил место и положил на него первый камень воссоздаваемого храма.

Чудотворный список Казанской иконы ныне установлен в Богоявленском Патриаршем Елоховском соборе.

Особую наиважнейшую роль Казанская икона сыграла в Санкт-Петербурге. Известно почитание этой иконы Петром Великим. В 1709 году накануне Полтавской битвы царю сказали, что в селении Каплуновке находится чудотворный список Казанской иконы Божией матери. По государеву указу образ был доставлен в стан русской армии, который расположился под Харьковом. Ожидая сражения, царь долго молился пред иконой Божией Матери, он повелел обнести образ пред полками. Во время битвы 27 июня икона стояла на поле боя.

В честь великой Полтавской победы Петр I построил Сампсоньевский собор в Петербурге, куда первоначально и поместил Казанскую (Каплуновскую) икону.

Есть крепко утвердившееся в народе предание о том, что Казанской иконой благословил Петра Великого святитель Митрофан Воронежский еще до основания Петербурга: "Возьми икону Казанской Божией Матери - и она поможет тебе победить злого врага. Потом перенесешь эту икону в новую столицу... Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего". В дни страшной блокады во время Великой Отечественной войны эти слова знали все жители осажденного города. И верили, что враг не войдет в город пока на него распространяется покровительство Божией Матери.

Петр I, закладывая новую столицу, отнюдь не стремился отрубать древние корни православного государства вместе с боярскими бородами. Светская, тем более советская историография делает только один акцент: "Санкт-Петербург - окно в Европу." А надо учесть, что это было русское православное "окно". Царь первым делом переносит в новую столицу из Владимира святые мощи Благоверного Александра Невского. И это духовное деяние надо считать основой государственности Петра I.

В 1710 году царь повелел перевезти из Москвы чудотворньй образ Казанской Божией Матери. Скорее всего это была икона - список с явленной, обретенной в Казани. Икону поместили в часовне на Петроградской стороне близ Старого Гостиного двора. Потом на место Казанской Часовни поставили церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Некоторое время Казанская икона пребывала в Александро-Невском монастыре. Императрица Анна Иоанновна повелевает построить для Казанской специальный храм. Русский архитектор М.Е. Земцов воплощает этот замысел. Храм встает на углу Невского и Мещанской (впоследствии Казанской).

Анна Иоанновна украшает икону драгоценностями, ювелиры создают изумительный по красоте оклад, выражая великое преклонение пред иконой. В народе храм обрел сразу же свое естественное название - по находящейся в нем святыне - иконе Казанской. С нею связано восшествие на престол Екатерины Второй, где она была провозглашена императрицей, а ее семилетний сын Павел - цесаревичем. Так Казанская становится еще и покровительницей российских императоров.

Павел I, вступив на престол в 179б году, решает воздвигнуть более достойный храм для общенациональной святыни. Объявляется грандиозный конкурс проектов, в котором участвуют самые прославленные зодчие. А побеждает бывший крепостной, еще не создавший себе имени архитектор А.Н. Воронихин. Он спроектировал собор по образцу собора святого Петра в Риме, тем самым воплотив въяве глобальную национальную идею: Россия в чреде Рим - Константинополь остается столицей вселенского православия. Эту ипостась утвердил еще великий русский князь Иван III (1462 - 1505 гг.).

В его княжение инок Филофей изрек знаменитую фразу, ставшую формулой правления русских богопомазанников: "Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти". Конечно, он имел в виду Москву, но сама доктрина (Россия - центр православия) была перенесена и на Санкт-Петербург промыслом Казанской и трудами архитектора Воронихина. Проект был одобрен Павлом I, а первый камень при начале строительства заложил 27 августа 1801г. Александр I. Собор строился десять лет, в центральный иконостас была помещена Казанская икона Божией Матери - святыня Санкт-Петербурга.

В 1812 году пришло новое испытание для России - Отечественная война. Князь М.И. Кутузов, назначенный главнокомандующим, готовясь к отъезду на фронт, молился пред чудотворной иконой со слезами за спасение России. А 25 декабря 1812 года, в праздник Рождества Христова, в Казанском соборе пред Казанской иконой служили первый благодарственный молебен "За избавление России от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков". К святому месту были принесены трофеи: ключи городов, неприятельские знамена, жезлы. Донские казаки доставили отбитое у захватчиков серебро из разграбленных московских храмов и церквей России. Из этого серебра русские мастера отлили новый иконостас и киот для Казанской иконы. В 1813 году скончался светлейший князь Михаил Илларионович Кутузов и был удостоен чести быть погребенным в этом соборе.

После 1917 года Казанская икона страдает и бедствует вместе с народом. 36 лиц духовного звания, в том числе митрополит Вениамин, были арестованы и приговорены к мученической смерти "за сопротивление в изъятии церковных ценностей для голодающих Поволжья". Иконостас - бесценный художественный памятник, оклад и прочее убранство иконы были спешно и варварски разобраны и отправлены на переплавку. Красные варвары боялись народных волнений и свое черное дело вершили ночью и почти тайно. Вершиной надругательства стал факт "упразднения" собора в 1929 году и создания в нем Музея религии и атеизма. Казанскую икону, чудом спасенную, сумели перенести в действующий Князь-Владимирский собор, в котором она пребывает и по сей день.

С Казанской иконой связана оборона Ленинграда. Когда силы жителей блокадного города совсем уже были на исходе, чудотворную икону вынесли из собора, чтобы пройти по городу крестным ходом, конечно не по блокадному кольцу, как иногда можно услышать в легендах, а на сколько хватило сил. И Богородица несомненно прибавила людям мужества, укрепила волю к победе. Эту несгибаемую волю ныне все человечество считает величайшим феноменом.

Божия Матерь не оставляет своим покровом город, хранящий Ее образ. И горожане чтут Казанскую икону, как главную святыню Санкт-Петербурга. Почти в каждом соборе города есть список Казанской иконы. Есть еще и другие храмы кроме Казанского собора, которые построены для Казанской иконы. В этих храмах, как и тех, которые стоят с Казанской иконой по всей России, в праздничные, торжественные дни ликует душой русский народ, воспевая Богородицу: "Радуйся, Благодатная!"

Празднуется 8/21 июля, 22/4 октября-ноября.