Главная / Галерея икон / Пресвятая Богородица / Казанская икона Божией Матери
Казанская икона Божией Матери |
Размер иконы
Знаменательна дата 22 октября (ст.ст.). В этот день мы творим память Казанской иконы Матери Божией в ознаменование избавления Москвы и всей России в 1612 году от польских захватчиков.
Тогда на Русь спустилась грозовая туча смуты. Смута являет собой отсутствие общепризнанных авторитетов и безконтрольное, буйственное брожение умов, а значит, и полный разгул. С другой же стороны, она «есть искушение, посылаемое соборной душе народа как дар, как мученический венец, дабы предоставить ему возможность явить силу веры, верность родным святыням и крепость духа перед лицом соблазнов и искушений, скорбей и недоумений, злобных нападок и разрушительной ненависти», что даёт в перспективе возможность выйти обновлёнными и закалёнными.
Последний легитимный царь, прямой потомок Владимира святого, сын Иоанна Грозного, Феодор в 1598 году умер, не оставив потомства; и династия пресеклась... В период междуцарствия престол несколько раз переходил из руку в руки. Самозванцы (Лжедмитрии), пользуясь сверхдоверчивостью русского народа, увлекали его в бездну и своим обманом побуждали к нарушению присяги, а значит, и к забвению БОГА. Летописец говорит: «Кровавым всходом взошли все беззакония». Поляки, воспользовавшись трагической ситуацией, вторглись в русские пределы. Москва была предательски захвачена ляхами. Шведы же угрожали с севера.
Но нашлись верные сыны Отечества и Церкви, которые восстали против дела небывалого в жизни Русской Земли — чтобы чужеземец правил нашим народом. Патриарх Гермоген был против избрания иноверца на престол, а поэтому и разрешил народ от присяги ему. Он посылал грамоты, пламенно призывавшие к сбору ополчения: «Благославляю достойных вождей христианских утолить печаль Отечества и Церкви». Злодеи же заточили патриарха в темницу Чудова монастыря, угрожая ему и требуя, чтобы велел разойтись воеводам.
Но архипастырь и отец Отечества был непреклонен: «Боюсь Единого, там живущего!» Он был замучен голодом, но дело его не умерло. Ныне можно лицезреть гробницу священномученика, отстоявшего Православие, в главном кафедральном Успенском соборе Кремля. Молитвами священномученика Ермогена «да воздвижется спасительная брань во славу Святыя Церкве и во утверждение страны Российския, юже возлюбил еси и о ней же молишися Богу... да не погибнет Русь Святая, но да будет даже до конца свет во откровение языков Православныя правды» (Канон свщмч. Ермогену. Песнь 9).
К столице стали стягиваться со всех концов полки и вольные дружины. В числе их прибыли и ратники из Казани, которые принесли князю Пожарскому список чудотворной Казанской иконы.
С новым приливом сил и надеждой на Царицу Небесную устремились русские витязи на супостатов. Они отбили укрепленный Новодевичий монастырь... Но успехи перемежались ссорами отдельных начальников. «Казаки и другие ратники ополчения начали проявлять пьянство и чинить грабежи и насилия над окрестными жителями...». И в 1611 году «Казанская» была снова увезена в Казань. Дойдя до Ярославля, честный образ был встречен созванным Мининым нижегородским ополчением, которое возглавлял Дмитрий Пожарский. Ратники, наслышанные о чудесах, явленных в первопрестольной заступничеством Божией Матери, горячо восхотели взять святыню с собой, что и было исполнено.
Нижегородскому воинству надлежало не только освободить хорошо укрепленный город, но и к тому же биться с подоспевшими свежими многочисленными польскими силами. И с теми, которые были в Москве, а они бились упорно. Вместе с тем надлежало усмирить безчинство некоторых русских отрядов. Разоренные местности не могли нашему войску доставить достаточно продовольствия. Очень многие, потеряв надежды на человеческие силы, дрогнули и стали уже было паниковать: «Прости, свобода Отечества! Прости, Кремль священный...» Оставалась надежда на «Взбранную Воеводу». Отслужили молебен и все решили соблюсти строгий трёхдневный пост. И милость Божия не замедлила своим пришествием.
В это время в плену у поляков в Московском Кремле пребывал архиепископ Арсений Елассонский. От понесённых страданий святитель тяжело заболел. Вдруг темничная келья его озарилась чудным светом, в котором Арсений смог увидеть преподобного Сергия Радонежского. Авва Сергий обрадовал его, сказав, что по молитвам святителей Петра, Алексия, Ионны и Филиппа Господь дарует избавление нашему Отечеству. Он добавил также, что на следующий день сыны русские поразят злых врагов. Владыке Арсению было даровано исцеление для уверения в истинности происходящего.
Отважные русичи, ободренные радостною вестию, решительным натиском приступили к Кремлю, и 4 ноября 1612 года была одержана ПОБЕДА. Поляки бежали. В первый воскресный день всё воинство и граждане Москвы пошли Крестным ходом с Казанскою ИКОНОЮ до Лобного места. Торжественную процессию в кремлёвских воротах с чудотворной Иконой «Владимирскою» встретил освобожденный из плена Владыка Арсений. Так встретились две самые почитаемые иконы.
Избранный на престол в 1612 году первый из династии Романовых царь Михаил Федорович в воспоминание этого чудесного заступничества Царицы Небесной по благословению митрополита Филарета установил праздновать Казанской иконе Богоматери два раза: 8 июля (ст.ст.) — в день обретения, 22 октября (4 ноября н.ст.) — в день избавления Москвы от поляков. При царе Алексее Михайловиче было установлено праздновать дату 4 ноября по всей России.