Поиск по каталогу:
Галерея икон
О Свято-Троицком братстве

В мастерских Свято-Троицкого Братства осуществляется много церковных ремесел и искусство народного промысла. За удивительно короткий срок существования мастерских резьба по дереву переросла в истинно народный промысел. Сегодня в Свято-Троицком Братстве изготавливают уникальные резные иконостасы, киоты, аналои, жертвенники, троны на Горнее место, выносные кресты, литийные и панихидные столы, кафедры и другие предметы церковного интерьера. Во многих храмах и монастырях продаются киоты, выполненные щигровскими умельцами.

Далее
Уникальный промысел

Маленький провинциальный городок Щигры, известный разве что тем, что здесь писатель Иван Тургенев поселил своего «Гамлета Щигровского уезда», вдруг стал… всероссийским центром производства церковного убранства. Создают здесь подлинные шедевры, украшающие лучшие храмы России и зарубежья. Откуда взялось подобное чудо?..

Далее

Главная / Галерея икон / Пресвятая Богородица / Смоленская икона Божией Матери

Смоленская икона Божией Матери

Смоленская икона Божией Матери

Артикул 601292
Размер иконы

Смоленская икона Божией Матери — одна из самых загадочных икон в истории Русской Православной Церкви. Перенесенная из Иерусалима, она почиталась в Византии как защитница Константинополя от врагов и путеводительница в военных походах. На Русь икона попала в 1046 г. в качестве приданого за византийской царевной Анной, дочерью Константина Мономаха, вышедшей замуж за князя Всеволода Ярославича Черниговского.

Его сын Владимир Мономах перенес икону в Смоленск. После этого икона получает именование Смоленской. Эта икона написана в иконографическом типе "Одигитрия" (Путеводительница): Богоматерь указывает рукой на Младенца Христа, показывая всем верующим, что истинный путь всякого человека — это путь ко Христу. По церковному преданию писана икона Святым Евангелистом Лукой. О чудотворениях от иконы известно с середины XI в., но ее местное почитание на Руси складывается на два столетия позже, в страшные годы монголо-татарского разорения, когда русские люди особенно поверили в чудотворную силу Смоленского образа.

Для русского сознания времен монголо-татарского нашествия, да и в позднейшие времена, крайне важным было сознание того факта, что Господь не оставил Русь в ее бедах, что Он не отвернулся от своих чад. В этом отношении знаменательными становятся свидетельства о заступничестве за русских людей Пресвятой Богородицы. И русские сердца радовались, когда узнавали, что в XIII в., в годы татарского разорения, Богородица, являя русским людям Свой Благодатный Покров, несколько раз спасала русские города от разорения.

Разорив северо-восточную и южную Русь, полчища Батыя так и не смогли дойти до северо-западных и западных русских земель, поэтому такие мощные и богатые города, как Новгород Великий, Полоцк, Смоленск, не подверглись монгольскому разгрому. Однако жители даже этих городов испытали столь страшное потрясение от батыева нашествия, что спасение их родных земель от разорения народное православное сознание, конечно же, объяснило чудом Божиего заступничества. Так произошло и в Смоленске.

В 1238 г. один из отрядов Батыя остановился в 32 километрах от Смоленска, однако так и не стал завоевывать город, вернее, отступил от города без боя. Уже вскоре в Смоленске складывается народная легенда, объясняющая столь чудесный факт спасения города. Позднее, в XV–XVI вв., эта легенда была записана и стала известна под названием "Слово о Меркурии Смоленском". Вот что рассказывалось в этом древнерусском памятнике.

В те дни, когда в Смоленск дошли вести о приближении монголов, испуганные жители города, не надеясь ни на кого, кроме Господа, денно и нощно пребывали в смоленском Успенском соборе у иконы Божией Матери, которую более ста лет назад принес из Киева в Смоленск еще князь Владимир Мономах, и которую ко времени монголо-татарского нашествия уже стали именовать Смоленской иконой Божией Матери, и молили Господа и Пресвятую Богородицу о помощи.

Богородица услышала слезные молитвы, и свершилось чудо — за городом, в Печерском монастыре некому пономарю явилась Сама Пречистая и велела привести к ней воина Меркурия. Пришедший в Печерскую церковь Меркурий узрел Божию Матерь сидящей на золотом престоле, у груди Она держала Христа и была окружена ангельскими силами. Пораженный Меркурий упал перед Ее ногами, но Пречистая подняла его с земли и повелела выступить на защиту города, обещав ему победу над врагом.

Но эта победа будет достигнута великой ценой для самого Меркурия — его постигнет мученическая смерть: некий человек, красивый лицом, отсечет ему голову. Так и случилось. Меркурий победил врагов, а чужеземцы в страхе бежали от города. Однако слова Пречистой сбылись: некий прекрасный воин отсек Меркурию голову. Обезглавленный Меркурий взял свою голову, вернулся в Смоленск и сообщил о победе, после чего умер.

Тело Меркурия три дня лежало без погребения, пока за ним не явилась Сама Богородица с архангелами Господними Михаилом и Гавриилом и не положила в гробницу в соборном храме. (Интересно, что в других редакциях "Слова о Меркурии Смоленском" излагается несколько иная версия событий: во время сражения Меркурия с монголами над Смоленском является Сама Божия Матерь и тем устрашает врагов, заставляя их бежать; голову Меркурию отсекает не прекрасный воин, а некий варварин; наконец, после смерти Меркурия его тело кладут в церкви, а затем он является в видении пономарю и велит повесить свой щит и копье над своим гробом).

Но как бы то ни было, с той поры начинается местное почитание Меркурия Смоленского как святого, а также и местное почитание чудотворной Смоленской иконы Божией Матери. В конце XIV — начале XV века Смоленская икона была принесена в Москву и поставлена в кремлевском Благовещенском соборе. В 1456 г. епископ Смоленский Мисаил прибыл в Москву и просил великого князя Василия II Васильевича Темного отпустить икону в Смоленск.

По совету бояр и митрополита великий князь отпустил икону, оставив в Благовещенском соборе список с нее. При этом икону несли крестным ходом, великий князь и княгиня с сыновьями провожали ее до монастыря Саввы Освященного на Девичьем поле. В 1514 г., после присоединения Смоленска к Московскому княжеству великим князем Василием III Ивановичем, икона стала почитаться символом единства Русских земель. В 1524 г. в Москве, в честь освобождения Смоленска от власти Литвы, был построен Новодевичий монастырь.

Главный храм монастыря посвятили Смоленской иконе — собор Смоленской Божией Матери. Именно тогда, не раньше первой четверти XVI в., начинается официальное общероссийское прославление иконы. Как посчитали исследователи, чудотворения от Смоленского образа совершались гораздо реже, чем от иных богородичных икон, таких, как Владимирская или Казанская, являвших чудеса на поворотных пунктах русской истории.

За период XII–XVII вв. зафиксировано немногим более 20-ти таких чудотворений: в 1103, 1239, 1611–1613 гг. — в Смоленске, в 1328 г. — Великом Устюге, в 1394 г. — в Кириллово-Белозерском монастыре, в 1442 г. — в Макариево-Унженском монастыре, в 1482 г. — в Москве, в 1495 г. — в селе Выдропуск под Муромом, в 1524 г. — в селе Воронино Череповецкого уезда, около 1555 г. — на реке Малая Коряжемка Сольвычегодского уезда, в 1603 г. — в Моржегородской Николаевской пустыне, в 1616 г. — Югской Дорофеевой пустыне, в 1621 г. — Игрицкой Песоченской обители, в 1628 г. — в село Словинка Костромского уезда, в середине XVII в. — в окрестностях Соловецкого монастыря, в 1654 г. — в Казани, в 1655 г. — в Шуе, в 1659 г. — во Пскове, в 1670 г. — в Густынском монастыре, в 1689 г. — в Старчицком монастыре.

При этом восприятие Смоленской иконы на Руси разительно отличалось от византийского: с воинской тематикой на Руси было связано лишь одно чудотворение — спасение Смоленска от батыевой орды, отраженное в "Слове о Меркурии Смоленском". Интересны наблюдения исследователей, связанные со временем появления этого Слова. Напомним, что разные редакции "Слова о Меркурии Смоленском" появились в конце XV — первой половине XVI века.

Поэтому само возникновения этого Слова, скорее всего, связано со стремлением московских религиозных идеологов XVI столетия "подтянуть" к Москве чудесные явления Богородицы, свершавшиеся в русских землях. А Смоленская икона входит в круг общерусских святынь, в том числе, за счет того, что чудо 1238 г. оказывается таким же, как чудо спасения Москвы Владимирской иконой в 1395 г. от полчищ Тамерлана. Таким образом, московские книжники стремились к слиянию в единый образ Богородицы, Церкви и всей Русской земли, центром которой была Москва.

И все же главный смысл чудотворений от Смоленского образа, укоренившийся на Руси в XVI–XVII вв., — это чудо повседневности.

К примеру, в 1642 г. благодаря молению перед Смоленской иконой получил исцеление архимандрит Троице-Сергиева монастыря Адриан. Икона, явленная в селе Словинке в 1628 г., помогла Титу Гаврилову и отцу Евдокиму отыскать дорогу к заброшенному храму. Максимум же чудес, попадающий на XVII в., связан с борьбой Московского государства за возвращение Смоленска, который после Смутного времени оказался под властью Речи Посполитой. Почитание Смоленской иконы продолжалось и позднее. Причем в начале XIX в. вновь вспомнили о ней, как о святыни, помогающей в воинском деле.

В дни Отечественной войны 1812 г. чудотворный образ привезли из Смоленска в Москву. В день Бородинской битвы икону обнесли вокруг Белого города, Китай-города и Кремля, а затем носили по военному лагерю на Бородинском поле и служили перед ней молебны. После окончания войны икону возвратили в Смоленск, где она и хранилась до XX века в Успенском соборе. К сожалению, древнейшего списка иконы не существует. По мнению исследователей, уже в средневековую эпоху в Успенском соборе Смоленска хранилась икона греческого письма XIV в. Но не сохранилась и она.

В безбожные послереволюционные 1920-е годы ее изъяли из Смоленского Успенского собора в музей, а затем около 1939 г. она бесследно исчезла. Но по всей России вот уже более пятисот лет пребывает немало списков со Смоленского образа, многие из которых не раз являли свою благодатную силу.