Главная / Галерея икон / Пресвятая Богородица
Игоревская икона Божией Матери |
Размер иконы
Игоревская икона Божией Матери (празд. 5 июня), чудотворная, согласно преданию, была моленным образом блгв. вел. кн. Киевского Игоря (Георгия) Ольговича († 1147).
В 1146 г. по смерти вел. кн. Всеволода Ольговича его брат кн. Новгород-Северский Игорь был объявлен вел. кн. Киевским. Однако киевляне тайно призвали на княжение Переяславского кн. Изяслава Мстиславича, к-рый низложил Игоря с киевского престола и заточил в "поруб". Там князь тяжко заболел, и ему разрешили принять схиму в киевском Феодоровском монастыре. Его пребывание в монастыре было недолгим. В ожидании расправы князь-страстотерпец молился перед келейной иконой, которая впосл. была названа "Игоревская" и почиталась чудотворной. В 1147 г., желая расправы над Ольговичами, киевляне выволокли кн. Игоря из церкви и убили. О молении кн. Игоря перед иконой Божией Матери сообщается в "Повести о убиении блаженного Игоря" в рукописи Киево-Печерского патерика (XVII в.) из собрания ТСЛ (Бережков. 1893. С. 37-38. Примеч. 24).
Празднование иконе совпадает с днем перенесения мощей князя из Киева в Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1150). Позже образ был перемещен в придел ап. Иоанна Богослова в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, где находился до начала XX в. (о чем упом. в литературе, посвященной киевским святыням). В настоящее время местонахождение иконы неизвестно. Представление о ней можно составить по воспроизведениям в изданиях о Киево-Печерской лавре.
Игоревская икона (размер ок. 40?31 см) была украшена серебряной золоченой орнаментированной ризой с выгравированным на ней текстом об истории образа. В начале XX в. по заданию Комитета попечительства о руссской иконописи художник А. Шинкаренко выполнил копию с Игоревской иконы (без ризы). Это изображение, воспроизведенное Н. П. Кондаковым (Кондаков. Т. 3. Рис. 121), дает представление об иконографии и отчасти о стилистических особенностях образа.
Игоревская икона - уменьшенный оплечный извод визант. иконы "Елеуса" (Умиление), по перенесении из Киева во Владимир получившей название "Владимирская икона Божией Матери". Создание уменьшенных вариантов чтимых икон восходит к древней традиции (например, поколенные, поясные и оплечные списки ростовой к-польской иконы Божией Матери "Одигитрия"). В изводе И. и. повторены основные особенности Владимирской иконы Божией Матери: наклон головы Богородицы, поза Младенца, положение Его правой протянутой руки, лежащей у плеча Богоматери, характерный силуэт изображения. Но есть и отличия: взгляд Богоматери отражает Ее созерцательно-молитвенное состояние, он не устремлен к предстоящему, как на Владимирской иконе; левая рука Младенца, которой Он на первообразе обнимает Богоматерь под мафорием, на Игоревской иконе не изображена. "По своей технике Игоревская икона, несомненно, греческого письма, но не столь древнего, как о том утверждает сохраненное за нею предание", "по особенностям личного письма напоминает Владимирскую, а охрение сходно с Иверской Афонской и некоторыми другими древними иконами" (Кондаков. Т. 3. С. 174-175).
Самые ранние из известных списков Игоревской иконы - 2 иконы 2-й пол. XVI в. (обе в ГТГ: одна происходит из собрания П. М. Третьякова, другая поступила из ГИМ). Обе выполнены в Москве, возможно во времена митр. Макария (1542-1563), когда в его мастерских создавались повторения древних чтимых икон с точным соблюдением их иконографии и размеров.
В лицевом "Житии прп. Сергия Радонежского", в т. ч. в композиции "Явление Богоматери прп. Сергию" (РГБ. Ф. 309/III. № 21/М. 8663, кон. XVI в.), в качестве келейного образа преподобного устойчиво воспроизводится извод Игоревской иконы. Возможно, такая икона была семейной реликвией прп. Сергия Радонежского, уроженца Ростовской земли, где в кафедральном ростовском Успенском соборе кн. Владимиром Мономахом был поставлен список киевской святыни, выполненный, по преданию, прп. Алипием Печерским (Гусева. 1998. С. ?).