Поиск по каталогу:
Галерея икон
О Свято-Троицком братстве

В мастерских Свято-Троицкого Братства осуществляется много церковных ремесел и искусство народного промысла. За удивительно короткий срок существования мастерских резьба по дереву переросла в истинно народный промысел. Сегодня в Свято-Троицком Братстве изготавливают уникальные резные иконостасы, киоты, аналои, жертвенники, троны на Горнее место, выносные кресты, литийные и панихидные столы, кафедры и другие предметы церковного интерьера. Во многих храмах и монастырях продаются киоты, выполненные щигровскими умельцами.

Далее
Уникальный промысел

Маленький провинциальный городок Щигры, известный разве что тем, что здесь писатель Иван Тургенев поселил своего «Гамлета Щигровского уезда», вдруг стал… всероссийским центром производства церковного убранства. Создают здесь подлинные шедевры, украшающие лучшие храмы России и зарубежья. Откуда взялось подобное чудо?..

Далее

Главная / Галерея икон / Пресвятая Богородица

Игоревская икона Божией Матери

Игоревская икона Божией Матери

Артикул 601245
Размер иконы

Игоревская икона Божией Матери (празд. 5 июня), чудотворная, согласно преданию, была моленным образом блгв. вел. кн. Киевского Игоря (Георгия) Ольговича († 1147).

В 1146 г. по смерти вел. кн. Всеволода Ольговича его брат кн. Новгород-Северский Игорь был объявлен вел. кн. Киевским. Однако киевляне тайно призвали  на княжение Переяславского кн. Изяслава Мстиславича, к-рый низложил Игоря с киевского престола и заточил в "поруб". Там князь тяжко заболел, и ему разрешили принять схиму в киевском Феодоровском монастыре. Его пребывание в монастыре было недолгим. В ожидании расправы князь-страстотерпец молился перед келейной иконой, которая впосл. была названа "Игоревская" и почиталась чудотворной. В 1147 г., желая расправы над Ольговичами, киевляне выволокли кн. Игоря из церкви и убили. О молении кн. Игоря перед иконой Божией Матери сообщается в "Повести о убиении блаженного Игоря" в рукописи Киево-Печерского патерика (XVII в.) из собрания ТСЛ (Бережков. 1893. С. 37-38. Примеч. 24).

Празднование иконе совпадает с днем перенесения мощей князя из Киева в Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1150). Позже образ был перемещен в придел ап. Иоанна Богослова в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, где находился до начала XX в. (о чем упом. в литературе, посвященной киевским святыням). В настоящее время местонахождение иконы неизвестно. Представление о ней можно составить по воспроизведениям в изданиях о Киево-Печерской лавре.

Игоревская икона (размер ок. 40?31 см) была украшена серебряной золоченой орнаментированной ризой с выгравированным на ней текстом об истории образа. В начале XX в. по заданию Комитета попечительства о руссской иконописи художник А. Шинкаренко выполнил копию с Игоревской иконы (без ризы). Это изображение, воспроизведенное Н. П. Кондаковым  (Кондаков. Т. 3. Рис. 121), дает представление об иконографии и отчасти о стилистических особенностях образа.

Игоревская икона - уменьшенный оплечный извод визант. иконы "Елеуса" (Умиление), по перенесении из Киева во Владимир получившей название "Владимирская икона Божией Матери". Создание уменьшенных вариантов чтимых икон восходит к древней традиции (например, поколенные, поясные и оплечные списки ростовой к-польской иконы Божией Матери "Одигитрия"). В изводе И. и. повторены основные особенности Владимирской иконы Божией Матери: наклон головы Богородицы, поза Младенца, положение Его правой протянутой руки, лежащей у плеча Богоматери, характерный силуэт изображения. Но есть и отличия: взгляд Богоматери отражает Ее созерцательно-молитвенное состояние, он не устремлен к предстоящему, как на Владимирской иконе; левая рука Младенца, которой Он на первообразе обнимает Богоматерь под мафорием, на Игоревской иконе не изображена. "По своей технике Игоревская икона, несомненно, греческого письма, но не столь древнего, как о том утверждает сохраненное за нею предание", "по особенностям личного письма напоминает Владимирскую, а охрение сходно с Иверской Афонской и некоторыми другими древними иконами" (Кондаков. Т. 3. С. 174-175).

Самые ранние из известных списков Игоревской иконы - 2 иконы 2-й пол. XVI в. (обе в ГТГ: одна происходит из собрания П. М. Третьякова, другая поступила из ГИМ). Обе выполнены в Москве, возможно во времена митр. Макария (1542-1563), когда в его мастерских создавались повторения древних чтимых икон с точным соблюдением их иконографии и размеров.

В лицевом "Житии прп. Сергия Радонежского", в т. ч. в композиции "Явление Богоматери прп. Сергию" (РГБ. Ф. 309/III. № 21/М. 8663, кон. XVI в.), в качестве келейного образа преподобного устойчиво воспроизводится извод Игоревской иконы. Возможно, такая икона была семейной реликвией прп. Сергия Радонежского, уроженца Ростовской земли, где в кафедральном ростовском Успенском соборе кн. Владимиром Мономахом был поставлен список киевской святыни, выполненный, по преданию, прп. Алипием Печерским (Гусева. 1998. С. ?).

http://www.sedmitza.ru