Главная / Галерея икон / Святые
Александра царица |
Размер иконы
Святая мученица царица Александра пострадала в Никомидии вместе с вмч. Георгием Победоносцем по приговору императора Диоклетиана. Царица Александра уверовала во Христа, став свидетельницей чудесного исцеления ангелом вмч. Георгия от страшных ран, полученных им от лезвий ножей и гвоздей на колесе для пыток. Она пожелала тут же исповедовать Христа, но проконсул Магненций удержал ее от этого.
Затем Царица Александра увидела, как вмч. Георгий, зарытый по плечи на 3 дня в яме с негашеной известью, вышел из нее живым и невредимым. Когда Царица Александра узнала, что силой крестного знамения вмч. Георгий разбил все статуи богов в храме Аполлона, она явилась в суд и открыто исповедала Христа, высмеяв языческих богов и обличив императора в нечестии.
После этого поступка Диоклетиан повелел казнить вмч. Георгия, а вместе с ним и Царицу Александру. Она с радостью последовала на казнь, но по пути изнемогла, присела на камень у дороги и умерла. По другой версии, ей, так же как и вмч. Георгию, отсекли голову.
Можно предположить, что Царица Александра была вдовой одного из императоров, предшественников Диоклетиана,- с 270 по 284 г. в империи сменилось 15 правителей. Во многих русских житийных текстах и у свт. Димитрия Ростовского она названа женой самого Диоклетиана. Однако известно, что единственной супругой этого императора была Приска, погибшая вместе со своей дочерью Валерией, женой императора Галерия, в 313 г. Ни у Симеона Метафраста, ни в Ватиканском кодексе 916 г., ни в ряде других византийских и латинских древних текстов Царица Александра не называется женой Диоклетиана.
Единственным исключением среди греческих источников является компиляция Феодора Дафнопата (BHG, N 673/674). Другая попытка отождествить Царицу Александру с Приской была сделана уже в ХХ в. и приведена в Минее, изданной МП (Апрель. Ч. 2. С. 164). Здесь смерть Царицы Александры в 303 г. названа ложной и ее мученическая кончина отнесена к 313 г. Однако эта гипотеза не находит никаких подтверждений не только в древних канонических житиях, но и в многочисленных апокрифах - латинских, арабских, сир., копт., груз., эфиоп. и даже тохарском, а потому не может быть принята.