Главная / Галерея икон / Святые
Антоний Дымский |
Размер иконы
Преподобный Антоний Дымский родился в начале XIII в. (~ 1206 г.) в Вел. Новгороде в благочестивой семье. С раннего возраста почувствовав иноческое призвание он пришел в Хутынскую обитель Всемилостивого Спаса к преподобному Варлааму, от которого и принял постриг (~1224 г.) Новоначальный инок с первых дней успевал в добродетелях терпения, смирения, кротости, уединенной молитвы, чем и стяжал расположение как св. игумена Варлаама, так и всей братии.
В 1238 г. случилась нужда по церковным делам ехать в Константинополь. Избранием всей братии и благословением архим. Новгородского Спиридона (1229-1249) был послан преп. Антоний к Патр. Константинопольскому Герману II (1224-1240) Обстоятельства этого посольства неизвестны, но известно, что Антоний (скорее всего в сане иеромонаха) по каким-то причинам задерживался там 5 лет. Рукописное житие конца XVII в. повествует о том, что Антоний, "совершив возложенное послушание и посетив святые места, с благословением Патриаршим вернулся". Преп. Варлаам Хутынский уже на смертном одре провидел возвращение Антония и сказал: "наставником оставляю вместо себя сверстника моего Антония, который возвратился из Царьграда и святых мест, и в этот самый час уже недалеко от нас".
Эта поездка в Константинополь и встреча с Византийским Патриархом свидетельствует не только о благонадежности и ответственности Антония, но и о достаточной образованности сего святого мужа.
Муравьев А.Н, следуя монастырскому летописцу, говорит о том, что сам преп. Варлаам указал на прибывшего Антония как на своего приемника по игуменству, но скорее всего, Антоний после блаженной кончины преп. Варлаама (1/19 ноября 1243 г.) стал только строителем и управителем Хутынской обители. В этот период в Хутынском монастыре был достроен и украшен (расписан) храм Благовещения Пресвятой Богородицы.
Часовня св. Антония Дымского Любовь братии и слава людская тяготили преп. Антония и он задумал уйти подальше на север, в лесные дебри, на уединенное отшельническое житие.
Это случилось так: стоя на молитве, он долго просил Господа Спасителя и Его Преблагословенную Матерь указать место упокоения его старости и, "посем в тайне оставил обитель, пошел на север, всего себя предав Промыслу Божию". И так достиг подвижник безвестного места у Дымского озера, непрестанно говоря себе: "се удалихся бегая, и водворихся в пустыне, чаях Бога спасающаго мя от малодушия и от бури" (Пс. VI, 8-9). Здесь он поставил себе кущу (шалаш), а вскоре выкопал и пещерку для зимнего пребывания. Однако уже на следующий год срубил и келию на холме, а на озере обрел большой камень-валун недалеко от берега, выступающий на поверхность воды.
Антоний приплывал к нему на лодке и, стоя на нем, подолгу молился. В каждодневной молитве и труде провел он немало лет, пока молва о нем, о его подвижнической жизни, не привела к нему людей, жаждавших разделить такой образ жизни. Так молитвенный камень преподобного Антония положил начало Дымскому монастырю. Преподобный Антоний исполнил уникальный в Православной Церкви подвиг "столпничества на водах", предваряя подвиг тысячедневной молитвы не камне преп. Серафима Саровского и св. старца Серафима Вырицкого, поэтому сей камень по праву стал почитаться одной из святынь Дымского монастыря.
Св. Антоний поселился в глухом, необжитом Обонежском крае более чем за 130 лет до явления здесь Тихвинской иконы Б.М. и потому считается как бы ее "предтечей"; а ктому же и основателем древнейшей обители на территории Санкт-Петербургской епархии, который своим молитвенным подвигом призвал на берега реки Тихвинки благословение Царицы Небесной, вымолив и явление ее чудотворного образа, произшедшее в 1383 г. 15 верстами севернее. Богомольцы издревле поняли эту таинственную связь и установили обычай - по пути на богомолье в Тихвинскиой монастырь прежде заходить в обитель Дымскую к преп. Анотонию.
Одним из подвигов святого подвижника было всегдашенее ношение на голове 8-фунтовой (~ 3кг.) железной шляпы. Разделить труды его приходили сюда многие ревнителя иноческого жития, которые, прося благословения, поселялись вокруг. Вскоре образовалась небольшая братия, которая с общего согласия решила письменно просить Вел. княза Александра Ярославича Невского (г.р. 1220-1228-1263), чтобы он пожаловал грамоту на создание монастыря и, получив ее, с благословением архиеп. Новгродского Далмата (1251-1274) приступили к постройке храмов - первым был деревянный двухуровневый в честь преп. Антония Великого (IV в.) с приделами - внизу во имя Покрова Божией Матери, а наверху в честь свят. Николая Чудотворца.
Тогда же были выстроены первые келлии, немного спустя была построена вторая, уже теплая (т.е. отапливаемая) церковка в честь Рождества Иоанна Предтечи с братскою трапезою. Так прошло немало лет до самой кончины преподобного Антония, которая последовала на 67 г. его жизни и, по преданию, 24 июня / 7 июля в 1273 г. Тело его было положено в устроенной им церкови преп. Антония Великого на левой стороне и в 1370 г., в дни княжения вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского, (т.е. почти 100 лет спустя) было обретено нетленным.