Поиск по каталогу:
Галерея икон
О Свято-Троицком братстве

В мастерских Свято-Троицкого Братства осуществляется много церковных ремесел и искусство народного промысла. За удивительно короткий срок существования мастерских резьба по дереву переросла в истинно народный промысел. Сегодня в Свято-Троицком Братстве изготавливают уникальные резные иконостасы, киоты, аналои, жертвенники, троны на Горнее место, выносные кресты, литийные и панихидные столы, кафедры и другие предметы церковного интерьера. Во многих храмах и монастырях продаются киоты, выполненные щигровскими умельцами.

Далее
Уникальный промысел

Маленький провинциальный городок Щигры, известный разве что тем, что здесь писатель Иван Тургенев поселил своего «Гамлета Щигровского уезда», вдруг стал… всероссийским центром производства церковного убранства. Создают здесь подлинные шедевры, украшающие лучшие храмы России и зарубежья. Откуда взялось подобное чудо?..

Далее

Главная / Галерея икон / Святые / Варвара великомученица

Варвара великомученица

Варвара великомученица

Артикул 600113
Размер иконы

В царствование нечестивого Максимиана на Востоке, в Илиополе, жил человек знатного рода, богатый и знаменитый по имени Диоскор, по происхождению и по вероисповеданию язычник.

У этого Диоскора родилась дочь, названная Варварой. Мать Варвары скончалась, когда дочери не исполнилось и отроческих лет. По смерти жены Диоскор всю свою любовь сосредоточил на дочери, которую берег, как зеницу ока, ибо, кроме нее, не было у него больше детей. Когда Варвара повзрослела, лицо ее стало настолько прекрасным, что во всей той местности не было девицы, равной ей по красоте. Тогда Диоскор соорудил для нее высокий и искусно устроенный замок, а в замке устроил роскошные палаты. В них он затворил дочь свою, приставил к ней надежных воспитательниц и служанок.

Диоскор построил замок, желая скрыть красоту Варвары от простых и незнатных людей, ибо он полагал, что они недостойны любоваться несказанной красотой Варвары. Уединенная и оторванная от света и общества людей, от благ и развлечений шумного мира, юная дева находила себе единственное утешение в созерцании красот природы, чудно открывавшейся с высокой башни, и в размышлении по поводу всего виденного.

Так, совершенно естественно, она привыкла жить своею внутреннею жизнью, своими мыслями и мучительным постоянным стремлением к разрешению важных и глубоких вопросов. В этом стремлении чувствовалась какая-то неудовлетворенность окружающею ее жизнью: взглядами, обычаями и воззрениями и вообще всем складом жизни ее язычника-отца и ему подобных людей. Созерцая с высоты башни своего замка горние и дольные создания Божьи, взирая на небо, наблюдая сияние солнца, течение луны и красоту звезд, она спрашивала живших с нею наставниц: “Кто сотворил это?”

Любуясь красотой покрытых зеленью полей, рощ и садов, орошаемых источниками и реками, окруженных холмами и горами, Варвара вновь спрашивала: “Чьею рукою все это создано?”

Ей отвечали: “Все это создали боги”.

Девица спросила: “Какие боги?”

Наставницы отвечали ей: “Те боги – золотые, серебряные и деревянные, которых чтит твой отец и имеет в своем дворце и которым он поклоняется, - они создали все то, что перед твоими очами”.

Девица усомнилась в истинности такого ответа и стала про себя рассуждать:

“Боги, которых почитает мой отец, творения рук человеческих: золотых и серебряных сделал мастер золотых дел, каменных - каменосечец, деревянных - резчик по дереву. Как же эти сделанные боги могли создать такое пресветлое высокое небо и такую красоту земную, когда сами не могут даже пошевельнуться?”

Желая постичь истину, она часто, и днем, и ночью, взирала на небо, стараясь по творению узнать Творца. Однажды, когда она долго смотрела на небо и была объята сильным желанием узнать, кто сотворил такую прекрасную высоту, ширь и светлость неба, внезапно в сердце ее воссиял свет Божественной благодати и открыл умственные очи ее к познанию неведомого для нее Единого Невидимого и Непостижимого Бога, премудро создавшего небо и землю. Она рассуждала так:

“Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие, создал все: простер широту неба, утвердил основания земли и просвещает свыше всю вселенную лучами солнца, сиянием луны и блистанием звезд, а внизу украшает землю множеством деревьев и цветов и напояет ее реками и источниками. Един должен быть Бог, Который все содержит, всему дает жизнь и обо всем промышляет”.

Так отроковица Варвара училась по творению познавать Творца; и сбылись на ней слова Давида: “размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих” (Пс.142, 5). Эти мысли породили в сердце Варвары огонь любви к Творцу и распалили ее душу пламенным стремлением к Богу. Думая об этом днем и ночью, Варвара лишилась покоя, желая лишь одного – ближе и яснее узнать о Боге и Создателе всего.

Среди людей, бывших около нее, Варвара не могла найти себе наставника, который открыл бы ей тайны святой веры и наставил ее на путь спасения; ибо отец ее Диоскор окружил ее бдительной стражей, и никому нельзя было к ней входить, кроме приставленных отцом советниц и рабынь, не знавших ничего о том Боге, Которого теперь познала и почитала юная дева. Но Сам Премудрейший Учитель и Наставник, Дух Святой, внутренним вдохновением невидимо поучал ее тайнам благодати Своей и сообщал уму ее познание истины. И жила девица в своей башне, “как одинокая птица на кровле” (Пс. 101, 8), размышляя о небесном, а не о земном; ибо сердце ее не прилеплялось ни к чему земному, не любила она ни золота, ни дорогих жемчугов, ни драгоценных камней, ни нарядных одежд, ни каких-либо девических украшений, никогда она не помышляла о браке, но вся мысль ее была обращена к Единому Богу, и сердце наполнено любовью к Нему.

Когда пришло время выдать отроковицу замуж, многие богатые, благородные и знатные юноши, услышав о дивной красоте Варвары, просили у Диоскора. ее руки. И Диоскор стал говорить Варваре о браке. Называя тех знатных юношей, которые желали бы иметь ее своей женой, отец спрашивал, с кем из них она пожелала бы обручиться. Целомудренная девица, стыдясь не только даже слушать, но и подумать о браке, покраснела; она всячески отказывала отцу в его желании выдать ее замуж, ибо считала большим для себя лишением дать увянуть цвету своей чистоты и девства. Но сколько ни упрашивал Диоскор свою дочь, он так и не смог заставить ее подчиниться его воле. После многих возражений Варвара неожиданно для Диоскора заявила: “Отец мой, если ты еще станешь говорить об этом и будешь принуждать меня к обручению, я убью себя, и ты лишишься своего единственного детища”.

Услышав это, Диоскор пришел в ужас и не смел больше принуждать дочь к браку. Придет время, надеялся Диоскор, когда она сама одумается и пожелает выйти замуж: лучше будет обручить ее по доброй воле, ненасильно. После этого он замыслил отправиться по делам в далекий путь, полагая, что Варвара без него будет скучать, а когда он возвратится, то ему легче будет убедить ее послушаться его повеления и совета. Перед отъездом Диоскор приказал построить при находившейся в саду купальне роскошную баню, а в бане сделал два окна, обращенные на юг. Приставленным же к дочери лицам он приказал не препятствовать ей свободно выходить из замка, когда она захочет, и делать все, как ей будет угодно. Варвара, думал Диоскор, познакомившись с другими людьми и увиден, как многие из девиц после обручения вступили в брак, сама пожелает выйти замуж.

Когда Диоскор отправился в путь, Варвара, пользуясь разрешением отца свободно выходить из дома и беспрепятственно беседовать, с кем хочет, познакомилась с христианскими девицами и от них услыхала Имя Иисуса Христа. Она возрадовалась духом и старалась побольше узнать от них о Боге. Новые подруги поведали Варваре все известное им о Христе: о воплощении Его от Пречистой Девы Марии, о Его вольном страдании и воскресении, также о будущем суде и нескончаемом блаженстве благочестивых христиан в Царстве Небесном. Слушая обо всем этом, Варвара ощущала сладость в сердце, пламенела любовью ко Христу и желала принять крещение.

В то время по воле Божьей пришел из Александрии в Илиополь некий пресвитер под видом купца. Узнав о нем, Варвара пригласила его к себе и тайно научилась от него вере и познанию Единого Творца и Вседержителя Господа нашего Иисуса Христа, чего издавна горячо желала. Пресвитер крестил ее во Имя Отца и Сына и Святого Духа и, наставив Варвару, удалился в свою страну. Просвещенная святым крещением, Варвара воспламенела еще большей любовью к Богу и подвизалась в посте и молитве день и ночь, служа Господу своему. Ему же уневестилась, дав обет сохранять в непорочности свое девство, бесценный бисер и украшение христианки.

Пользуясь предоставленной отцом свободой, Варвара однажды вышла из своего замка в роскошный сад, где в то время, по приказанию отца, строилась баня. Гуляя по саду, она подошла посмотреть на постройку и, увидев в бане два окна, спросила рабочих: “Зачем вы устроили только два окна? Не лучше ли сделать три окна? Тогда и стена будет красивее, и баня светлее”.

Работники отвечали: “Твой отец велел нам построить баню с двумя окнами, выходящими на южную сторону”.

Но Варвара настоятельно требовала сделать в бане три окна (в честь Святой Троицы). И когда работники не хотели перекладывать окна, боясь ее отца, она сказала им: “Я заступлюсь за вас перед отцом и отвечу за все: а вы сделайте то, что я приказываю”.

Тогда рабочие по ее желанию сделали в бане третье окно. Была там, как сказано, купальня, при которой баня и строилась. Купальня эта была ограждена тесаными мраморными камнями. Святая Варвара, придя однажды к этой купальне и воззрев на восток, начертала перстом на мраморе изображение святого креста, которое так ясно отпечаталось на камне, словно высечено было железом. Кроме того возле бани, также на камне, запечатлелся и след ее девической ноги: из следа этого стала истекать вода, и впоследствии здесь было много исцелений у приходивших с верою.

Прохаживаясь однажды по палатам своего отца, святая Варвара увидела его богов, бездушных идолов, стоявших на почетном месте, и глубоко вздохнула о погибели душ тех людей, которые служат идолам. Затем она оплевала лица идолов, говоря: “Да будут подобны вам все, кто вам поклоняется и от вас, бездушных, ожидает помощи!”

Затем Варвара поднялась на башню своего замка и там, по обычаю своему, предалась молитве, посту и богомыслию.