Главная / Галерея икон / Святые / Варвара великомученица
Варвара великомученица |
Размер иконы
В царствование нечестивого Максимиана на Востоке, в Илиополе, жил человек знатного рода, богатый и знаменитый по имени Диоскор, по происхождению и по вероисповеданию язычник.
У этого Диоскора родилась дочь, названная Варварой. Мать Варвары скончалась, когда дочери не исполнилось и отроческих лет. По смерти жены Диоскор всю свою любовь сосредоточил на дочери, которую берег, как зеницу ока, ибо, кроме нее, не было у него больше детей. Когда Варвара повзрослела, лицо ее стало настолько прекрасным, что во всей той местности не было девицы, равной ей по красоте. Тогда Диоскор соорудил для нее высокий и искусно устроенный замок, а в замке устроил роскошные палаты. В них он затворил дочь свою, приставил к ней надежных воспитательниц и служанок.
Диоскор построил замок, желая скрыть красоту Варвары от простых и незнатных людей, ибо он полагал, что они недостойны любоваться несказанной красотой Варвары. Уединенная и оторванная от света и общества людей, от благ и развлечений шумного мира, юная дева находила себе единственное утешение в созерцании красот природы, чудно открывавшейся с высокой башни, и в размышлении по поводу всего виденного.
Так, совершенно естественно, она привыкла жить своею внутреннею жизнью, своими мыслями и мучительным постоянным стремлением к разрешению важных и глубоких вопросов. В этом стремлении чувствовалась какая-то неудовлетворенность окружающею ее жизнью: взглядами, обычаями и воззрениями и вообще всем складом жизни ее язычника-отца и ему подобных людей. Созерцая с высоты башни своего замка горние и дольные создания Божьи, взирая на небо, наблюдая сияние солнца, течение луны и красоту звезд, она спрашивала живших с нею наставниц: “Кто сотворил это?”
Любуясь красотой покрытых зеленью полей, рощ и садов, орошаемых источниками и реками, окруженных холмами и горами, Варвара вновь спрашивала: “Чьею рукою все это создано?”
Ей отвечали: “Все это создали боги”.
Девица спросила: “Какие боги?”
Наставницы отвечали ей: “Те боги – золотые, серебряные и деревянные, которых чтит твой отец и имеет в своем дворце и которым он поклоняется, - они создали все то, что перед твоими очами”.
Девица усомнилась в истинности такого ответа и стала про себя рассуждать:
“Боги, которых почитает мой отец, творения рук человеческих: золотых и серебряных сделал мастер золотых дел, каменных - каменосечец, деревянных - резчик по дереву. Как же эти сделанные боги могли создать такое пресветлое высокое небо и такую красоту земную, когда сами не могут даже пошевельнуться?”
Желая постичь истину, она часто, и днем, и ночью, взирала на небо, стараясь по творению узнать Творца. Однажды, когда она долго смотрела на небо и была объята сильным желанием узнать, кто сотворил такую прекрасную высоту, ширь и светлость неба, внезапно в сердце ее воссиял свет Божественной благодати и открыл умственные очи ее к познанию неведомого для нее Единого Невидимого и Непостижимого Бога, премудро создавшего небо и землю. Она рассуждала так:
“Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие, создал все: простер широту неба, утвердил основания земли и просвещает свыше всю вселенную лучами солнца, сиянием луны и блистанием звезд, а внизу украшает землю множеством деревьев и цветов и напояет ее реками и источниками. Един должен быть Бог, Который все содержит, всему дает жизнь и обо всем промышляет”.
Так отроковица Варвара училась по творению познавать Творца; и сбылись на ней слова Давида: “размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих” (Пс.142, 5). Эти мысли породили в сердце Варвары огонь любви к Творцу и распалили ее душу пламенным стремлением к Богу. Думая об этом днем и ночью, Варвара лишилась покоя, желая лишь одного – ближе и яснее узнать о Боге и Создателе всего.
Среди людей, бывших около нее, Варвара не могла найти себе наставника, который открыл бы ей тайны святой веры и наставил ее на путь спасения; ибо отец ее Диоскор окружил ее бдительной стражей, и никому нельзя было к ней входить, кроме приставленных отцом советниц и рабынь, не знавших ничего о том Боге, Которого теперь познала и почитала юная дева. Но Сам Премудрейший Учитель и Наставник, Дух Святой, внутренним вдохновением невидимо поучал ее тайнам благодати Своей и сообщал уму ее познание истины. И жила девица в своей башне, “как одинокая птица на кровле” (Пс. 101, 8), размышляя о небесном, а не о земном; ибо сердце ее не прилеплялось ни к чему земному, не любила она ни золота, ни дорогих жемчугов, ни драгоценных камней, ни нарядных одежд, ни каких-либо девических украшений, никогда она не помышляла о браке, но вся мысль ее была обращена к Единому Богу, и сердце наполнено любовью к Нему.
Когда пришло время выдать отроковицу замуж, многие богатые, благородные и знатные юноши, услышав о дивной красоте Варвары, просили у Диоскора. ее руки. И Диоскор стал говорить Варваре о браке. Называя тех знатных юношей, которые желали бы иметь ее своей женой, отец спрашивал, с кем из них она пожелала бы обручиться. Целомудренная девица, стыдясь не только даже слушать, но и подумать о браке, покраснела; она всячески отказывала отцу в его желании выдать ее замуж, ибо считала большим для себя лишением дать увянуть цвету своей чистоты и девства. Но сколько ни упрашивал Диоскор свою дочь, он так и не смог заставить ее подчиниться его воле. После многих возражений Варвара неожиданно для Диоскора заявила: “Отец мой, если ты еще станешь говорить об этом и будешь принуждать меня к обручению, я убью себя, и ты лишишься своего единственного детища”.
Услышав это, Диоскор пришел в ужас и не смел больше принуждать дочь к браку. Придет время, надеялся Диоскор, когда она сама одумается и пожелает выйти замуж: лучше будет обручить ее по доброй воле, ненасильно. После этого он замыслил отправиться по делам в далекий путь, полагая, что Варвара без него будет скучать, а когда он возвратится, то ему легче будет убедить ее послушаться его повеления и совета. Перед отъездом Диоскор приказал построить при находившейся в саду купальне роскошную баню, а в бане сделал два окна, обращенные на юг. Приставленным же к дочери лицам он приказал не препятствовать ей свободно выходить из замка, когда она захочет, и делать все, как ей будет угодно. Варвара, думал Диоскор, познакомившись с другими людьми и увиден, как многие из девиц после обручения вступили в брак, сама пожелает выйти замуж.
Когда Диоскор отправился в путь, Варвара, пользуясь разрешением отца свободно выходить из дома и беспрепятственно беседовать, с кем хочет, познакомилась с христианскими девицами и от них услыхала Имя Иисуса Христа. Она возрадовалась духом и старалась побольше узнать от них о Боге. Новые подруги поведали Варваре все известное им о Христе: о воплощении Его от Пречистой Девы Марии, о Его вольном страдании и воскресении, также о будущем суде и нескончаемом блаженстве благочестивых христиан в Царстве Небесном. Слушая обо всем этом, Варвара ощущала сладость в сердце, пламенела любовью ко Христу и желала принять крещение.
В то время по воле Божьей пришел из Александрии в Илиополь некий пресвитер под видом купца. Узнав о нем, Варвара пригласила его к себе и тайно научилась от него вере и познанию Единого Творца и Вседержителя Господа нашего Иисуса Христа, чего издавна горячо желала. Пресвитер крестил ее во Имя Отца и Сына и Святого Духа и, наставив Варвару, удалился в свою страну. Просвещенная святым крещением, Варвара воспламенела еще большей любовью к Богу и подвизалась в посте и молитве день и ночь, служа Господу своему. Ему же уневестилась, дав обет сохранять в непорочности свое девство, бесценный бисер и украшение христианки.
Пользуясь предоставленной отцом свободой, Варвара однажды вышла из своего замка в роскошный сад, где в то время, по приказанию отца, строилась баня. Гуляя по саду, она подошла посмотреть на постройку и, увидев в бане два окна, спросила рабочих: “Зачем вы устроили только два окна? Не лучше ли сделать три окна? Тогда и стена будет красивее, и баня светлее”.
Работники отвечали: “Твой отец велел нам построить баню с двумя окнами, выходящими на южную сторону”.
Но Варвара настоятельно требовала сделать в бане три окна (в честь Святой Троицы). И когда работники не хотели перекладывать окна, боясь ее отца, она сказала им: “Я заступлюсь за вас перед отцом и отвечу за все: а вы сделайте то, что я приказываю”.
Тогда рабочие по ее желанию сделали в бане третье окно. Была там, как сказано, купальня, при которой баня и строилась. Купальня эта была ограждена тесаными мраморными камнями. Святая Варвара, придя однажды к этой купальне и воззрев на восток, начертала перстом на мраморе изображение святого креста, которое так ясно отпечаталось на камне, словно высечено было железом. Кроме того возле бани, также на камне, запечатлелся и след ее девической ноги: из следа этого стала истекать вода, и впоследствии здесь было много исцелений у приходивших с верою.
Прохаживаясь однажды по палатам своего отца, святая Варвара увидела его богов, бездушных идолов, стоявших на почетном месте, и глубоко вздохнула о погибели душ тех людей, которые служат идолам. Затем она оплевала лица идолов, говоря: “Да будут подобны вам все, кто вам поклоняется и от вас, бездушных, ожидает помощи!”
Затем Варвара поднялась на башню своего замка и там, по обычаю своему, предалась молитве, посту и богомыслию.