Главная / Галерея икон / Святые
Спиридон и Никодим просфорники |
Размер иконы
Святые преподобные Спиридон и Никодим подвизались в XII веке в Киево-Печерском монастыре. Оба они были простого происхождения и не знали даже грамоты. Оба поступили в монастырь в молодых летах, оба несли послушание в просфорне, которое им очень нравилось, поскольку просфоры, выпекаемые ими, использовались для великого Таинства Причащения.
Труд свой святые отцы всегда соединяли с молитвой и чтением или пением псалмов. Вместе они провели 30 лет. Мощи преподобных почивают в Антониевой пещере обители.
Житие святых преподобных Спиридона и Никодима побуждает нас вновь задуматься об очевидной пользе физического труда, особенно соединенного с молитвой.
Премудрый и Всеблагий Творец так определил людям, чтобы они, каждый в своем звании, трудом добывали себе пропитание и достигали земного благополучия: “В поте лица твоего будешь есть хлеб...” (Быт. 3,19).
Но это Божественное определение не всеми, к сожалению, одинаково понимается и не всеми безропотно исполняется. Мало среди нас таких людей, которые в трудах своих видели бы исполнение воли Божией, а сами дела считали бы делами во славу Божию. Но ни в чем не найти нам такого ободрения и утешения в трудностях наших дел, как в той отрадной мысли, что, трудясь, мы служим Господу, благоугождаем Ему, потому что Бог любит труд и не оставит без награды честное и добросовестное исполнение наших обязанностей.
Святой апостол Павел говорит, что христиане во всем должны быть “как служители Божии“ ( 2 Кор. 6, 4), то есть должны смотреть на труд не как на тяжкую необходимость, а как на мудрое устроение Божие в жизни человеческой. Всякий труд будет тяжел для человека, если он исполняет его лишь по необходимости или из корыстолюбия. А если человек работает с усердием, исполняя всякое дело, как волю Божию, от души, тогда сладок и спасителен будет его труд.
Терпением в трудах, предпринимаемых во славу Божию и на благо ближних, скорее всего привлекает человек благоволение Господне. Это прямой путь к Царствию Божию и верное средство от многих грехов, особенно происходящих от праздности, которая справедливо зовется матерью всех пороков.
Что же касается воздаяния Божия за терпеливые, безропотные труды, то для подтверждения этого приведем здесь одно из отеческих сказаний. Некий старец проводил безмолвное житие в пустыне. Келья его стояла далеко от воды и однажды, устав, старец сказал сам себе: “Что за нужда мне переносить этот труд? Перемещусь и буду жить близ этой воды”. Такое переселение облегчило бы старцу жизнь, но из-за него же ему пришлось бы нарушить безмолвие и тем самым изменить своему иноческому обету.
Когда он размышлял, как стоит ему поступить, увидел вдруг человека, идущего по песку за ним и считающего его следы. Старец спросил незнакомца, кто он, и тот ответил: “Я ангел Господень, послан от Бога исчислять шаги твои, чтобы за каждый шаг ты получил мздовоздаяние”. Услышав это, старец немедленно укрепился духом и теперь уже безропотно переносил свою отдаленность от воды.
Необходимость молитвы очевидна для всех нас, но редко кто задумывается о том, что молиться нужно не только в какое-то определенное время и определенном месте, но всегда и везде, и особенно в повседневных наших трудах. Обязательно нужно молиться перед началом дела, прося о благословении на успех его; после окончания дела, благодаря Господа за помощь; и в продолжении дела непрестанно помнить о Боге и мысленно обращаться к Нему.
Кто даст нам силы, средства и случаи для благоуспешного совершения наших дел? Только Бог, управляющий всеми силами природы и обстоятельствами нашей жизни, сохраняющий нас от всяческих бед и напастей. Следовательно, к Нему Одному должны быть устремлены наши взоры, исполненные надежды. Его Одного мы должны просить о помощи или благодарить за получение просимого. Мысль о Боге побуждает человека всякое дело совершать честно, правдиво, заслуживая благоволение Господне и уважение и доверие людей.
Так ли делаем мы наши дела? Сопровождаем ли их молитвенным обращением души нашей к Богу? Тяжкий грех - кричать и ругаться во время работы. А мы, бывает, кричим и ругаемся не только на наших работников или помощников, но и даже на бездушные вещи, попавшиеся под руку. Так, вместо того, чтобы, соединяя труд с молитвой, привлекать Божие благословение, мы своим бесчинством отталкиваем любовь Божественную. Удивительно ли, что в таких случаях нередко не имеем успеха в своих делах? Будем же всегда помнить о Боге, трудиться, молиться, и благодать Божия всегда будет с нами.