Поиск по каталогу:
Галерея икон
О Свято-Троицком братстве

В мастерских Свято-Троицкого Братства осуществляется много церковных ремесел и искусство народного промысла. За удивительно короткий срок существования мастерских резьба по дереву переросла в истинно народный промысел. Сегодня в Свято-Троицком Братстве изготавливают уникальные резные иконостасы, киоты, аналои, жертвенники, троны на Горнее место, выносные кресты, литийные и панихидные столы, кафедры и другие предметы церковного интерьера. Во многих храмах и монастырях продаются киоты, выполненные щигровскими умельцами.

Далее
Уникальный промысел

Маленький провинциальный городок Щигры, известный разве что тем, что здесь писатель Иван Тургенев поселил своего «Гамлета Щигровского уезда», вдруг стал… всероссийским центром производства церковного убранства. Создают здесь подлинные шедевры, украшающие лучшие храмы России и зарубежья. Откуда взялось подобное чудо?..

Далее

Главная / Галерея икон / Даниил Московский

Даниил Московский

Даниил Московский

Артикул 601715
Размер иконы

В 1261 году, во Владимире, в семье великого князя Александра Ярославовича Невского и его благочестивой супруги Вассы родился четвертый сын. Счастливые родители благословили младенца иконой Божией Матери Федоровской и в честь святого Даниила Столпника называли Данилой.

Своего знаменитого отца маленький князь Даниил Московский не запомнил, спустя совсем немного времени после его рождения Александр вновь был вынужден отправиться в Орду, на обратном пути князь смертельно заболел и, не успев вернуться домой, умер 23 ноября 1263 года в Городецком Федоровском монастыре. В три года князь Даниил остался сиротой. Старшие братья разделили отцовское имение и ему, как самому младшему, достался скромный и незавидный удел – Москва.

Юный Даниил Александрович вступил во владение московским княжеством в десятилетнем возрасте, но увидеть вотчину не спешил и еще долго жил с матерью, то в Переславле, то в стольном Владимире. Дочь полоцкого князя Братислава, великая княгиня Васса сама во всем старалась угодить Богу и сына научила вести такую жизнь.

От матери, окончившую свою жизнь в монастыре, Даниил унаследовал смирение, любовь к церкви, к людям и к милосердию, у нее же в отсутствие отца он научился княжить так, как глава большой семьи управляет своим хозяйством и домочадцами – мудро, милостливо и справедливо. С мечтой о таком русском доме князь Даниил Александрович и поехал в Москву.

Городок показался князю славным, но неухоженным. В нем было все, что нужно – и лес для охоты, и река для торговли и поле для урожая. Не было только хозяина. Ведь в Москве до него ни один князь – ни великий, ни удельный не сидел, управляли городом всегда только наместники, на которых в ту пору Москве не везло. Всюду скрывались недоимки, приписки, казнокрадство и пропажи. Все это нужно было исправлять, но князь Даниил Московский начал не с этого. Прежде всего, он поставил городу монастырь.

Место было выбрано живописное и удобное – на небольшом холме, у слияния тихой речки Куденец с широкой полноводной рекой Москвой. В 1282 году князь поставил здесь

деревянную церковь и велел освятить ее в честь своего небесного покровителя святого Даниила. С одной стороны храм находился на оживленной ордынской дороге, а с другой на определенном удалении от города, так что довольно скоро вокруг него собралась первая на Москве монашеская община, которой князь помогал встать на ноги своими личными сбережениями. Теперь, испросив благословение, можно было приступать к укреплению хозяйства. Князь принялся сам объезжать окрестные села, осматривал угодья, принимал отчеты старост, во всем разбирался сам - отстранял списки, приказывал открывать житницы и амбары.

В городе он сразу же взялся за расширение кремля. Придумал для удобства строителей рабочие столовые и полевые кухни – работа закипела втрое быстрее. Возведением стен и оборонительных укреплений Даниил Московский руководил сам, а московским торговым рядам, которые на переяславский манер князь назвал Красной площадью он всегда ходил тоже сам, оставляя коня с провожатыми далеко позади. Внимательно осматривал прилавки, трогал ткани, приценивался, беседовал с купцами. Обилие товаров не могло не радовать, если есть что продать, значит будет на что жить.

Как-то раз, по обыкновению князь прохаживался по торгу. Отовсюду неслось радостное: "к нам, к нам, княже! Данила Александрович, батюшка родимый, к нам!".

Увидев солонку хитрой работы, князь остановился:

-Почем отдашь, хозяйка?

-Да хоть так прими, в подарок.

-Да ведь и князь не беден, развернул платок и подал заморскую диковинку.

От счастья женщина рухнула в ноги, запричитала, стала отказываться от подарка, рассказала, что сын ее погиб на службе, но невестка ей досталась хорошая и они вместе воспитывают внука, так что грех жаловаться. Князь поднял ее, достал серебряную гривну и серьезно сказал: "Нет, ты уж прими хозяйка. Ведь это я твоего сына не сберег".

Об удивительной ответственности московского князя за своих людей и абсолютно не современное тринадцатому веку миролюбие еще при жизни Даниила Александровича ходили легенды. В 1282 году в ответ на несправедливые притязания старшего брата великого князя Димитрия он собирает рать и выступает против него. Встретившись с обидчиками, москвичи уже готовы были броситься в атаку, как вдруг князь неожиданно приказывает трубить отбой. Этот конфликт он решил путем переговоров. Три года спустя снова угроза, теперь уже от среднего брата Андрея Александровича и опять мирная политика Даниила останавливает междоусобицу и не дает начаться кровопролитию. В 1293 году на Москву обрушилось особо тяжкое испытание князь Андрей, став великим, привел на Русь татар во главе с печально известным Дюденем. Дюденева рать уже сожгла Муром, Суздаль, Калугу, опустошила Дмитров и Можайск. Теперь эта банда безжалостных грабителей стояла у стен Москвы.

Силы были слишком неравны и сопротивляться было бесполезно. По нравственному закону того времени князь имел полное право пережить нападение в одной из своих деревень, но какой отец оставит своих детей? Для того чтобы избежать кровопролития, Даниил Александрович выносит врагу ключи от города и вместе со своим нардом переживает ужасы варварского нападения. Не успели насытившиеся грабители покинуть обворованный и изуродованный город, оставив москвичей на пепелище, а князь уже собирает к себе людей, ободряет и раздает свое имение пострадавшим. В это трудно поверить, но Москва встала на ноги и отстроилась после удара всего через один год.

А еще через год, в 1295-ом, князь выступил в поход во главе большого объединенного войска, против своего вероломного брата. На стороне москвичей была и сила и правда. Победа могла наказать князя Андрея и принести Даниилу Московскому власть, но заплатить за нее пришлось бы братской кровью и кровью своей дружины. И снова переговоры и снова мир, скрепленный подписью всех князей земли Русской на их общем съезде в Дмитрове. Впрочем, когда было нужно, сын Александра Невского умел держать меч. В 1300 году татары снова пришли на Русь. На этот раз их привел рязанский князь Константин, собиравшийся завоевать Москву. Даниил Александрович предупредил вторжение рязанцев и первый выступил в поход, быстрым маневром, захватив Коломну,

москвичи атаковали саму Рязань, татарские отряды были разбиты, Константин взят в плен, но и здесь московский князь остается верен себе. Он принимает плененного князя как гостя, со всеми положенными почестями. Такой прием трогает сердце пленника и два русских княжества заключают между собой долгожданный мир.

Подвиги христианского миролюбия не могли не принести свои плоды, именно о таких, как князь Даниил сказано в Евангелии – блаженно кроткие, ибо они наследуют землю. В 1296 году великий князь Андрей Александрович совершает поступок, вряд ли имеющий аналог в мировой истории. Побежденный смирением и кротостью Даниила он отдает своему младшему брату власть и титул великого князя. Отсутствие властолюбия, мудрость и нестяжательство князя Даниила привлекают к нему любовь и уважение и на великокняжеском престоле. Именно во время его правления происходит событие очень важное для истории Москвы. Его племянник Иван Дмитриевич, не имеющий наследников, завещает своему любимому дяде свое княжество одно из самых богатых и сильных на Руси – Переславль-Залесский. Именно с этого момента начинает свое существование московское государство.

В личной жизни основатель Москвы был крайне скромен, так что мы мало знаем о ней. Известно лишь, что жену князя звали Евдокией, что родила она ему четырех сыновей и что в свободное от воспитания детей время она помогала бедным и расшивала золотом богослужебные ткани для Данилова монастыря, подобно тому, как в свое время святая Васса привила сыну любовь к благочестию, жена Даниила Московского научила младшего Ванечку творить милостыню. Она сшила ему особый кошелек для бедных, который, даже повзрослев, Иван Данилович никогда и нигде не забывал носить с собой, за что и получил свое прозвище Калита. У первого сына Даниила Александровича Юрия характер был не такой мягкий как у Ивана, князь это знал и поэтому, оставляя сыновьям Москву в нераздельное владение, завещал им слушаться старшего и не допускать ненавистной розни, не смотря ни на что.

Господь даровал святому князю скорую и безболезненную кончину. Буквально за день до смерти он почувствовал ее приближение. Поспешил в любимый монастырь, где принял от рук настоятеля архимандрита Иоанна великую схиму. 17 марта 1303 года князь мирно отошел ко Господу. Вся Москва оплакивала своего кормильца и защитника, ибо по свидетельству летописи не было в городе ни одного человека, который не переживал бы эту потерю, как потерю родного отца. По смиренному завещанию, его похоронили как простого монаха, без почестей, на братском кладбище основанной им обители.

Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя, как Данилов монастырь был переведен в кремль, церковь была превращена в приходскую, кладбище стало мирским, а могилу самого Даниила Московского забыли. Примерно через 200 лет некий благочестивый юноша из окружения Ивана Третьего, проезжая мимо этого опустевшего уголка, увидел необычного старца, невесть откуда взявшегося у него на пути. «Не бойся меня, я христианин и хозяин сего места, имя мое Даниил, князь Московский по воле Божьей я положен здесь» - сказал странник.

С тех пор все московские князья стали почитать своего замечательного предка и обращаться за его молитвенной помощью во всех делах городского управления. Во времена Ивана Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил и украсил древний Данилов монастырь. Ежегодно митрополит со священным собором стали совершать крестный ход к месту упокоения благоверного князя, служить там панихиды и почитать великого князя Даниила Александровича покровителем Москвы.

http://www.history-ryazan.ru