Поиск по каталогу:
Галерея икон
О Свято-Троицком братстве

В мастерских Свято-Троицкого Братства осуществляется много церковных ремесел и искусство народного промысла. За удивительно короткий срок существования мастерских резьба по дереву переросла в истинно народный промысел. Сегодня в Свято-Троицком Братстве изготавливают уникальные резные иконостасы, киоты, аналои, жертвенники, троны на Горнее место, выносные кресты, литийные и панихидные столы, кафедры и другие предметы церковного интерьера. Во многих храмах и монастырях продаются киоты, выполненные щигровскими умельцами.

Далее
Уникальный промысел

Маленький провинциальный городок Щигры, известный разве что тем, что здесь писатель Иван Тургенев поселил своего «Гамлета Щигровского уезда», вдруг стал… всероссийским центром производства церковного убранства. Создают здесь подлинные шедевры, украшающие лучшие храмы России и зарубежья. Откуда взялось подобное чудо?..

Далее

Главная / Галерея икон / Екатерина великомученица

Екатерина великомученица

Екатерина великомученица

Артикул 601421
Размер иконы
Синайский монастырь святой великомученицы Екатерины

Введение

Синай. Монастырь святой великомученицы Екатерины. Монашеская жизнь, непрерывно продолжающаяся с IV в. до наших дней, — уникальное явление в истории. В течении вот уже четырнадцати веков, со времени основания в эпоху императора Юстиниана, монастырь в сердце Синайской пустыни сохраняет свой первозданный облик. Основатель ислама Мухаммед, арабские халифы, турецкие султаны, Наполеон — все брали монастырь под свое покровительство, благодаря чему он ни разу за свою долгую историю не был ни завоеван, ни разорен, сохранившись в веках как священное место, где символика ветхозаветных событий обретает свое подлинное значение в свете новозаветной священной истории.

Синайский полуостров

С незапамятных времен Синай, иногда образно называемый «24.000 кв. милями пустоты», был одним из крупнейших перекрестков мира. Полуостров издревле служил транзитным путем из Африки в Азию, из Европы к Индийскому океану и на Дальний Восток, был мостом между Средиземным и Красным морями. В XVI в. до Р.Х. египетские фараоны построили дорогу, ведущую через Синай в Беэр-Шева (Вирсавию) и далее — на Иерусалим. «Великий Морской путь», соединявший долину Нила с Мессопотамией, проходил по средиземноморскому побережью полуострова. Римляне пересекали Синайскую пустыню по пути, который во времена мусульманского господства стал называться «Паломническим», поскольку соединял Египет с Меккой.

Синай — это гористая пустыня, враждебная всему живому. Его земля непригодна для сельского хозяйства. Палящий зной днем и пронизывающий холод ночью при минимальном количестве осадков делают условия обитания здесь предельно суровыми.

Центральный Синай представляет собой известняковое плато, на юге переходящее в величественный горный массив с отдельными пиками гор Моисея (библейский Хорив, или Синай), святой Екатерины, Scrbal[1], Umm Shumar, — места, по которым народ Израиля шел из Египта в Землю Обетованную белее трех тысячелетий назад.

Свое величие Синай сохраняет во многом благодаря тому, что его не коснулось разрушительное влияние современной цивилизации. Население Синайского полуострова немногочисленно. Кроме жителей прибрежных народов и насельников монастыря святой Екатерины по его пустынным просторам кочуют племена бедуинов, которые добывают себе пропитание, выращивая финики и некоторые виды овошей, пася свои стада на скудных пастбищах у подножий холмов. На Синае можно встретить волка и лисицу, гиену и дикого козла. орла и газель. Недра полуострова богаты подлинными сокровищами полезных ископаемых (в частности, нефти), о которых в этих местах было известно еще со времен Древнего Египта.

Религиозное состояние населения Синая до Моисея

Некоторые исследователи полагают, что название «Синай» происходит от семитского «sen», или «зуб», — именно такую форму имеют горы, образующие этот массив. По другим предположениям, название происходит от имени богини луны Сип, которой поклонялись племена, населявшие полуостров в доисторические времена. Служили они и другим богам, среди которых был Эл Элион ( «Высочайший Бог»), священником которого был мадиамитянин Иофор (Исх. 3,1).

В возрасте 40 лет Моисей бежал из Египта на Синай. Там, возле горы Хорив, он встретил семь дочерей священника Иофора, которые поили скот у колодца, до наших дней, сохранившегося невдалеке от северной стены храма монастыря святой Екатерины. Женившись на одной из них, Моисей провел 40 лет у своего тестя, пася его стада, очищая свое сердце в тишине и уединении Синайской пустыни. Здесь Господь открыл Себя Моисею в видении Неопалимой Купины и повелел ему вернуться в Египет, чтобы привести народ Израиля к Хориву для посвящения Ему.

В XIII в. до Р.Х. израильтяне прошли через Синай из Египта, где они находились в рабстве, в ханаанскую землю. Несмотря на то, что их подлинный маршрут остается вопросом открытым, традиционно полагают, что этот путь (представленный на карте – см. PDF-версию) проходил через Красное морс (Исх. 14,21-22), Елим (возможно, современный Эль-Тур, с его 12 источниками и 70 финиковыми пальмами, Исх. 15, 27) и Wadi Hebran (получивший свое название от перехода иудеев через пустыню Син) в Рефидиме (Исх. 17, 1). Наконец, через 50 дней после выхода из Египта народ Израиля под предводительством Моисея достиг священной горы Хорив, где получил от Бога Закон, ставший основой его религии и государственности.

Возникновение монашества на Синае

Гонения со стороны язычников и желание всецело посвятить себя служению Богу вдали от мира приводили многих христиан первых веков на Синай в поисках уединения и безмолвия. Начиная с III в. по Р.Х. монахи поселяются небольшими общинами вблизи священных мест вокруг Хорива (таких, например, как место явления Неопалимой Купины Моисею, оазис Firan и другие. Все они сохраняются в памяти местного населения до настоящего времени). Притягательность Синая объяснялась тем же стремлением к созерцательной жизни, которое других вело во Святую Землю, в опаленные солнцем горы Иудейской пустыни, пески Египта.

Первые поселившиеся здесь христиане терпели постоянную нужду во всем. Природа была враждебна человеку, многие стали добычей разбойников. Но монахи продолжали приходить на Синай. Первые пустынножители были, как правило, отшельниками, жившими отдельно друг от друга в пещерах в совершенном нестяжании. Уединенно пребывая в молитве, они только в воскресные и праздничные собирались вместе вблизи Неопалимой Купины для совершения Литургии и душеполезных бесед.

В 313 г. по Р.Х. Константин Великий издал эдикт, легализовавший христианство, которое позже стало государственной религией. Сам император и его потомки были расположены к монашеству вообще и особенно благоволили к монастырям, которые возникли на земле библейских событий. Монахи Синая обратились к матери святого Константина, императрице Елене, с просьбой принять их под свое покровительство. В 330 г. святая Елена построила на том месте, где росла Неопалимая Купина, небольшой храм в честь Божией Матери и башню, которая должна была служить убежищем для монахов в случае угрозы нападения. Паломники IV в. свидетельствовали, что на Синае в то время были обширные монашеские общины, славившиеся высотой духовной жизни многих своих членов. Самым известным из них был преподобный Нил, бывший высокопоставленный сановник императора, писания которого и по сей день служат духовным назиданием для священнослужителей, монахов и мирян.

В обстановке веротерпимости, в стороне от неспокойных политических центров монашество на Синае развивалось в благоприятных условиях. Своей святой жизнью христианские отшельники явились естественными миссионерами для местных языческих племен. Ко времени завоевания полуострова арабами в VII в. большая часть его населения была уже христианской.

История обители
Император Юстиниан. Монастырь под протекторатом византийских императоров

Собственно история монастыря святой Екатерины начинается с сер. VI в., когда император Юстиниан (527-565) повелел начать строительство грандиозных стен, превративших монастырь в крепость. Они были возведены вокруг существовавших к тому времени построек, сделанных святой Еленой. Тогда же был построен и величественный храм, сохранившийся до наших дней. Кроме того, согласно приказа императора монастырь должен был охраняться солдатами.

Как и святая Елена, Юстиниан посвятил монастырь и его храм Божией Матери, т.к. Неопалимая Купина, согласно толкованиям святых отцов, прообразовала Благовещение Божией Матери (как купина горела и не сгорала, так и Пресвятая Богородица, имея человеческую природу, приняла в Себя божественный огонь и не была опалена им; она родила Господа, всегда пребывая Девой).

Спустя несколько десятилетий, в конце VI в., храм украшается замечательной мозаикой Преображения Господня (вероятно, насельниками монастыря). Слава лика Христа и восхищенное восклицание апостола Петра: «Господи, хорошо нам здесь быть» (Лк. 9,33), ставшего как бы видимым на иконе, представляют собой вершину богомыслия, на которую создатели мозаики взошли уже в земной жизни. Именно этот сюжет был избран, вероятно, и по той причине, что оба пророка, Илия и Моисей, беседовавшие с Господом в момент Его Преображения, слышавшие Его голос и видевшие Его, несколькими столетиями раньше были на этой горе.

Период арабских завоеваний

Традиционно считается, что вскоре после возникновения обители святой Екатерины, в 625 г. по Р.Х., монахи посылали делегацию в Медину просить у Мухаммеда защиты и покровительства. Их просьба быда удовлетворена. Документ, выданный Мухаммедом и находящийся сейчас в Иконной галерее, свидетельствует об обязательстве мусульман защищать монахов. Обитель была также освобождена от уплаты налогов. Арабская легенда гласит, что Мухаммед посетил монастырь во время одного из своих путешествий, когда был еще купцом. Это тем более возможно, что Коран упоминает святые места на Синае. Итак, когда полуостров перешел в руки арабских завоевателей в 641 г., монахи продолжали вести прежнюю жизнь, не терпя никакого ущерба в этот ранний период арабского господства. Но число братии сокращалось. В начале IX в. в монастыре оставалось только 30 человек. Некоторые христиане принимали ислам, другие бежали. Мечеть внутри монастыря была построена, видимо, с тем, чтобы вызвать расположение наиболее неблагосклонных правителей (возможно, в IX в.).

Крестовые походы

В период с 1099 по 1270 гг. происходит возвращение к прошлому. Присутствие на полуострове крестоносцев вызвало усиление притока к святыням Синая паломников из Европы. Специальным указом крестоносцы брали под свое покровительство тех, кто совершал паломничество в монастырь святой Екатерины. Об этих временах напоминают деревянные двери притвора храма и надпись на латинском языке в Старой трапезной.

Эпоха османского владычества

Завоевание турками Египта и Синая в 1517 году при султане Се-лимс I не изменило традиционно благосклонного отношения магометан к монастырю. Турецкие власти с уважением относились к правилам жизни обители и даже предоставили ее игумену особый статус архиепископа.

Христианские государи также проявляли большой интерес к монастырю, делая богатые вклады и взимая в своих странах специальные налоги на его содержание и ремонт.

В XVII в. особенно значимой становится культурная и образовательная деятельность монастыря святой Екатерины. Так, на его средства содержалась школа Eraklion на Крите, где получили образование самые известные греческие ученые того времени. Религиозно-нравственное, духовное, культурное и национальное влияние монастыря в то время простиралось далеко за пределы Греции: он имел подворья в Египте, Палестине, Турции, Румынии, России и даже в далекой Индии.

Наполеон

Покорив Египет и Синай в кон. XVIII в., Наполеон, следуя традиции, взял монастырь под свое покровительство, даровав ему специальную Декларацию. Этот исторический документ хранится в Иконной галерее. Кроме того, Наполеон финансировал реконструкцию северной части монастыря, пострадавшей во время штурма обители в 1798 г.

Вторая половина XIX и первая половина XX вв. были для монастыря святой Екатерины не такими благоприятными, как предыдущие. Им была утрачена вся собственность в России, Румынии, Турции и некоторых других странах. Но несмотря на это, духовная и культурная жизнь монастыря продолжалась. В 1966 году в присутствии представителей Поместных Православных Церквей и бывшего короля Греции Константина монастырь отпраздновал свое 1400-летие.

Святая великомученица Екатерина

Святая Екатерина родилась в 294 году по Р.Х. в Александрии и родителями была названа Доротеей. Она получила образование в языческой школе, где в совершенстве изучила философию, риторику, поэзию, музыку, физику, математику, астрономию, медицину. Прекрасная дочь аристократического языческого семейства, она не испытывала недостатка в искавших ее руки, но отвергала все предложения. Сирийский монах поведал ей о Небесном Женихе-Христе и обратил ее в христианство, дав при крещении имя Екатерина.

Во время гонений на христиан в правление Максимиана (в начале IV в.) она исповедала свою веру во Христа, перед всеми обличив императора за поклонение идолам. Пятьдесят философов, собранные со всех концов империи, тщетно пытались склонить ее к почитанию языческих богов. Наоборот, она, обратила их ко Христу, приводя изречения античных авторов. Видя, как мужественно святая переносит жестокие мучения, во Христа уверовали члены императорской семьи и один из приближенных Максимиана. После казни тело святой великомученицы исчезло: по преданию, оно было перенесено ангелами на вершину высочайшей из гор Синая, с тех пор носящую ее имя.

По прошествии трех столетий монахами Синайского монастыря были чудесно обретены святые мощи великомученицы. Их принесли с горы и поместили в золотую раку в храме монастыря. Благовонное миро от мощей святой Екатерины и сегодня служит источником многочисленных чудес и исцелений.

История жизни и мученической кончины святой Екатерины получила известность на Западе благодаря крестоносцам, после чего она стала одной из наиболее почитаемых в Европе святых. И начиная с IX в. Синайский монастырь Преображения становится известным также как монастырь святой великомученицы Екатерины.

Д-р Евангелос Папаиоанну (свободный перевод с английского)

http://vstrecha-mpda.ru