Главная / Галерея икон / Иоанн Кронштадский
Иоанн Кронштадский |
Размер иконы
19 октября 1829 г. в семье бедного глубоко верующего причетника села Суры Пинежского уезда (Архангельская епархия) родился слабенький мальчик, названный в честь празднуемого в этот день прп. Иоанна Рыльского - Иоанном. Окреп он после святого Крещения. Маленький Иоанн рос тихим, любвеобильным мальчиком, любившим богослужение и природу. Шести лет он стал посещать сельскую школу и, проходя мимо старенькой церкви, всегда останавливался, чтобы помолиться. Надо отметить, что уже тогда крестьяне обращались к нему с просьбой его молитв в своих бедах. В этом возрасте ему явился его Ангел Хранитель и сказал, что ему поручено Господом Богом охранять его в течение всей его жизни.
Девяти лет он поступил в Архангельское приходское училище, но учение давалось ему, к его большому огорчению, с трудом. Но раз после ночной горячей молитвы, точно завеса, спала с его очей, по его собственному выражению, и с тех пор он начал хорошо учиться. Школу он кончил хорошо, перешел в семинарию и, в числе лучших учеников, поступил в Петербургскую Духовную академию.
В это время умер его отец, и мать его осталась без средств. Тогда он стал по ночам заниматься перепиской, и заработанные им 9 рублей в месяц посылал ей. Одно время у него была мысль принять монашество и отправиться миссионером в Китай. Но скоро он понял, что Петербург не менее нуждается в духовном просвещении, чем далекие языческие страны.
В 1855г., когда он окончил курс Духовной академии, открылось священническое место в кронштадском Андреевском соборе. Молодой студент женился тогда, почти против своей воли, на дочери ушедшего на покой священника этого собора, Елисавете Константиновне Несвицкой, и принял его место. Когда после рукоположения он вошел впервые в этот собор, то был поражен тем, что видел его во сне еще в семинарии.
Став священником, о. Иоанн, прежде всего стал строго относиться к своему делу пастырства и священнослужения. Он начал с того, что стал внимательно читать Ветхий и Новый заветы и вести дневник о своей внутренней жизни и духовной борьбе. Литургию он служил ежедневно и ежедневно читал каноны дневным святым, продолжая так делать до конца своей жизни. Проповеди он произносил каждое воскресенье и в праздники. Внутренне он молился каждую свободную минуту.
В это время в Кронштадте было много бедноты, тем более что туда высылались пьяницы и бродяги из Петербурга. О. Иоанн жалел их и их семьи, посещал их, помогал им, чем мог, постоянно раздавая им свое жалованье, ходил для них за доктором, в лавку и аптеку, так что жалованье стали выдавать не ему, а его жене. Кончилось тем, что эти несчастные люди, огрубелые и ожесточенные, сначала относившиеся к нему недоверчиво, горячо полюбили его, и он наставлял их, а они постепенно начинали исправляться. Только жалованье свое как законоучителя местного реального училища он считал своим и раздавал его беднякам.
Законоучителем он был особенным. Дети любили его за доброту и ласковость и радостно ждали его уроков. Впрочем, это даже не были обыкновенные уроки, а увлекательные беседы. Он умел пробуждать у детей живую веру, и уроки эти запоминались на всю жизнь.
Так прошло 15 лет. К этому времени ясна уже стала Божия помощь о. Иоанну в его деле помощи ближним, и когда он решился, ради более существенной помощи им, основать в Кронштадте Дом трудолюбия, многие откликнулись на его призыв помочь ему в этом великом деле.
В течение 1882г. Дом трудолюбия был открыт. В нем была собственная церковь, школа, детский сад и приют, воскресная школа для взрослых, разные мастерские, бесплатная амбулатория, призрение бедных женщин, ночлежный приют, классы ручного труда, народного чтения, дешевая столовая, где по праздникам выдавалось 800 бесплатных обедов.
В 1882г. был основан странноприимный дом, куда к батюшке стали стекаться со всех сторон богомольцы с просьбой молитв и помощи. На берегу залива была устроена, по инициативе и при поддержке батюшки, спасательная станция. К тому времени через руки его проходили уже сотни тысяч рублей, а он сам как жил, так и умер бедняком, ничего для себя не оставив. Но не только помогал он материально нуждающимся, но и вразумлял и наставлял грешников и молился об исцелении болящих. Святой своей жизнью и непрестанной молитвой он достиг дара исцелений и прозорливости. Незадолго до своей блаженной кончины он взывал с амвона: "Кайтесь, кайтесь,- приближается ужасное время, столь опасное, что вы и представить себе не можете". Он говорил, что если не будет покаяния, Господь отнимет у России царя и попустит ей столь жестоких правителей, которые всю землю Русскую зальют кровью. Он говорил, что хранитель России после Бога есть царь, а враги наши без него постараются уничтожить и самое имя России.
За 3 года до кончины о. Иоанн тяжело заболел, но не лечился, а только пил воду несколько раз в день из источника прп. Серафима. Последнюю литургию он служил 9 декабря почти шепотом. Паства почувствовала, что батюшка умирает, покидает ее. Плач поднялся страшный. Сидя в кресле на амвоне, батюшка прощался с каждым, благословлял его, заповедал молиться, любить Бога.
17 декабря о. Иоанн простудился и сильно ослабел. На следующий день он лежал с закрытыми глазами и вдруг спросил: "Которое сегодня число?"- "Восемнадцатое, батюшка",- ответили ему. "Восемнадцатое, значит еще два дня", - сказал он. Присутствующие не поняли, что он указывает день своей кончины. 19 декабря о. Иоанн причастился Святой Крови и в этот день благословил, по просьбе игуменьи Иоанновского монастыря матери Ангелины, освятить в монастыре усыпальницу храма во имя пророка Илии и царицы Феодоры, святых родителей о. Иоанна. Освящение произошло 21 декабря. Игуменья просила его приехать на Рождество причастить сестер. Он сказал: "Да приеду, но причащать не буду". Когда она ушла, пригласили духовника батюшки, о. Арокановского. Видя, что о. Иоанну делается хуже, духовник велел служить литургию и в 4 часа причастил его. О. Иоанн сидел в кресле. После причастия он почувствовал себя спокойнее, но потом произнес свои последние слова: "Душно мне, душно!" Его уложили в постель. Он впал в забытье, лежал неподвижно, со сложенными на груди руками, дышал все реже и реже.
Последний вздох - и великий праведник скончался. Закрытые глаза полуоткрылись, и из них полились слезы.
Так его и хоронили с полузакрытыми, ясными, как при жизни, глазами, которые смотрели вверх, точно видели там Господа. Случилось это 20 декабря 1908 г. в 7 часов 40 минут утра, на восьмидесятом году его жизни. Облачили его в белые ризы, и сейчас же начались панихиды.
Колокол Андреевского собора печальным звоном возвестил о тяжелой потере.
Получена была телеграмма от государя императора: "Скорблю и оплакиваю кончину отца Иоанна со всеми почитавшими его".
Народ беспрерывно шел прощаться со своим пастырем. При перезвоне колоколов погребальное шествие прибыло в Ораниенбаум. Гроб поставили в траурный вагон. На Балтийском вокзале собрались крестные ходы изо всех столичных церквей и все духовенство в белых облачениях. Шествие двинулось к Иоанновскому монастырю на Карповке. Плач народа заглушал пение. По велению государя императора шествие прошло мимо Зимнего дворца, где на балконе стояла императорская семья с придворными. При входе в монастырь стояла матушка Ангелина с сестрами; на руках духовенства и сестер, гроб внесли в монастырский собор. Всю ночь у гроба читали Евангелия.На отпевание вышло 60 священников и 20 диаконов; присутствовало огромное количество богомольцев. Гроб с останками батюшки установлен в гробнице в нижнем храме-усыпальнице.
Наш великий всероссийский Праведник Св. Иоанн Кронштадский неоднократно высказывался прямо и решительно, что до тех пор антихрист не придет, пока существует в России самодержавная царская власть, которая "сдерживает бесчинное шатание безбожников".
А когда Царя не будет, тогда антихрист и явится. Провидел наш великий Праведник эти страшные времена, хотя и не дожил до них: все это случилось сравнительно скоро после его кончины.
Когда однажды приехали к нему благочестивые богомольцы из Перми, он встретил их непонятным, загадочным заявлением: "Над Пермью повис черный крест! " Они поняли, что это обозначало, только после ужасного события Цареубийства в 1918 году, ибо г. Екатеринбург, где совершилось это страшное злодеяние, входил тогда в состав Пермской губернии. Когда затем Св. Прав. Иоанн служил в подворье Леушинского монастыря, он начал во время своей проповеди взывать: "Кайтесь! Кайтесь! Наступает страшное время - такое страшное время, что вы и представить себе этого не можете !" "Когда это будет?" - спросила его 80-тилетняя старица игуменья Таисия. "Мы с тобой, матушка, не доживем до этого, - сказал Св. Иоанн, - но вот они, он - указал на более молодых монахинь, - они доживут!"
Конечно, нам теперь понятно, о каких это страшных временах предрекал наш великий Праведник.
Увы! Все это случилось только потому, что православные русские люди не обращали внимания на пламенные призывы своего Праведника, который часто в своих проповедях взывал: "Нам необходимо всеобщее нравственное очищение, всенародное глубокое покаяние, перемена нравов языческих на христианские. Очистимся, омоемся слезами покаяния, примиримся с Богом, и Бог примирится с нами!"