Поиск по каталогу:
Галерея икон
О Свято-Троицком братстве

В мастерских Свято-Троицкого Братства осуществляется много церковных ремесел и искусство народного промысла. За удивительно короткий срок существования мастерских резьба по дереву переросла в истинно народный промысел. Сегодня в Свято-Троицком Братстве изготавливают уникальные резные иконостасы, киоты, аналои, жертвенники, троны на Горнее место, выносные кресты, литийные и панихидные столы, кафедры и другие предметы церковного интерьера. Во многих храмах и монастырях продаются киоты, выполненные щигровскими умельцами.

Далее
Уникальный промысел

Маленький провинциальный городок Щигры, известный разве что тем, что здесь писатель Иван Тургенев поселил своего «Гамлета Щигровского уезда», вдруг стал… всероссийским центром производства церковного убранства. Создают здесь подлинные шедевры, украшающие лучшие храмы России и зарубежья. Откуда взялось подобное чудо?..

Далее

Главная / Галерея икон / Ксения Петербургская

Ксения Петербургская

Ксения Петербургская

Артикул 600412
Размер иконы

6 февраля русская православная церковь вспоминает святую блаженную Ксению Петербургскую. В этот день в церквях проводится специальное богослужение, звучит торжественный акафист, прославляющий святую: «Избранная угодница и Христа ради юродивая святая блаженная мати Ксения, избравшая подвиг терпения и злострадания, хвалебное пение приносим ти чтущия святую память твою. Ты же заступи нас от враг видимых и невидимых да зовем ти: Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших...».

Чем же так прославилась Ксения, что уже несколько столетий окружена любовью и почитанием верующих, церковь возвела её в ранг святой, построила в её честь храмы и часовни, ежегодно отмечает день её памяти?

Сразу оговоримся, что даже в церковных источниках можно встретить два написания её имени ПетербурГская и ПетербурЖская. Но в официальных церковных изданиях, например, на сайте Московского Патриарха, пишут с буквой «г».

Метрических сведений о датах рождения и смерти Ксении не сохранилось, поэтому будем придерживаться тех, что приводятся в церковных источниках. Возможные неточности связаны с тем, что первые публикации народных преданий об её жизни появились в середине XIX века, через 30-35 лет после её смерти.

Считается, что Ксения родилась примерно в 1731 году в «семье благочестивых и благородных родителей». Социальный статус родителей неизвестен, вероятно, они были мещанами. Примерно в 1755 году ее выдали замуж за Андрея Федоровича Петрова, который по преданию был придворным певчим и выслужился до чина полковника. Похоже, что эти сведения – существенно искаженные народной молвой рассказы самой Ксении.

Придворные певчие состояли на службе, за которую получали жалование. В архивах сохранилось много материалов, касающихся придворной капеллы и певчих. В списках певчих Андрей Федорович Петров не значится. Из певчих и на самом деле можно было не только «выбиться» в люди, но и стать фельдмаршалом. Но это удавалось единицам, для которых путь на верх мог начинаться с певчего, но затем продолжался благодаря благоволению императрицы, а то и через её спальню.

В это время и на самом деле жил певчий, выслужившийся в полковники. Это Марк Федорович Полторацкий, возглавивший певческую капеллу. Но ни в каких родственных связях с Ксенией он не состоял. В принципе, не столь и важно, кем на самом деле был супруг Ксении. Воспримем его таким, как его изобразила народная молва.

Считается, что муж умер, когда Ксении было 26 лет. Тяжело переживая смерть супруга, она раздарила все имущество, даже продала дом, чтобы раздать деньги нищим. По преданию, во время похорон супруга Ксения заявила, что «Андрей Федорович вовсе не умер. Ксеньюшка моя скончалась, аз же грешный весь тут». После похорон она оделась в оставшийся от мужа мундир и стала называться его именем. С этого времени она и встала «на путь христианских подвигов, полагая их священным выкупом за душу любимого».

В то время на Руси было много юродивых, появление еще одной женщины, ходившей в мужской одежде и называвшей себя именем умершего супруга, особого интереса у жителей Петербурга не вызвало. Но вскоре отношение к Ксении изменилось, так как горожане стали замечать, что её предсказания сбываются, своим прикосновением она способна вылечить больного, а в домах, где она побывала, воцаряется согласие, любовь и достаток.

По преданию, Ксения не просила милостыню, а то, что ей давали сердобольные люди, раздавала нищим. Среди столичных торговцев стало хорошей приметой, если Ксения что-то возьмет в лавке – пирожок, кусок хлеба, орех – значит, в этот день торговля будет весьма успешной. Да и покупатели спешили в лавку, где побывала Ксения, или к уличному торговцу, у которого она что-то взяла с лотка. За ней постоянно ехало несколько извозчиков, веривших, что, если Ксения хотя бы просто присядет на минутку на ступеньку экипажа, выручка в этот день будет весьма богатой.

Матери старались дать Ксении прикоснуться к ребенку, в этом случае он уж точно вырастет здоровым. Бесплодным Ксения помогала обрести долгожданного ребенка, бедным девицам – удачно выйти замуж. Ей даже удавалось воскрешать умерших. «Был случай, когда дерзновенной молитвой к Богу она воскресила утонувшего в Неве мальчика, промыслом Божиим оказавшись рядом с неутешно рыдающей над бездыханным сыном матерью».

Любопытно, что начало юродства Ксении совпало по времени с изданием в 1757 году императорского указа, запрещавшего нищим и убогим побираться на улицах столицы. За нищенство можно было попасть в солдаты, на принудительные работы и даже на каторгу. Но нигде не упоминается, что к Ксении хотя бы пытались применить какие-то меры. А ведь за выполнением указа в Петербурге и на самом деле следили.

В начале XIX века Ксения Петербургская скончалась. Точная дата её смерти не установлена. Похоронили её на Смоленском кладбище. На надгробной плите выбили надпись со словами самой Ксении: «Кто меня знал, да помянет мою душу для спасения свой души». Место погребения было выбрано не случайно, именно здесь она тайно помогала возводить церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери, по ночам поднимая кирпичи на строительные леса.

Могила Ксении сразу же стала местом паломничества, так как на ней происходили исцеления больных и другие чудесные случаи. Позднее над надгробием Ксении была возведена часовня. Недавно часовню отреставрировали и вновь открыли для верующих.

В 1988 году Русская православная церковь канонизировала блаженную Ксению Петербургскую, причислив её к лику святых. Она и до этого почиталась не только в Петербурге, но после канонизации во многих местах стали строить храмы и часовни в её честь, появились иконы с её изображением. На иконах святую блаженную Ксению Петербургскую обычно изображают в юбке и кофте (чаще всего красного и зеленого цвета), с двумя платками (на плечах и на голове), опирающейся левой рукой на посох (клюку). Часто на иконах за спиной Ксении рисуют Смоленскую церковь и часовню, возведенную над её могилой.

В этом году её памяти посвящено сразу два дня. Так как 6 февраля в церквях будут проводиться службы в связи с Вселенской родительской (мясопустной) субботой, то службы в честь святой блаженной Ксении Петербургской проходят в предыдущий день, 5 февраля. А 6 февраля, в день её памяти, верующие воздадут молитвы, прося у святой блаженной Ксении небесного заступничества.

http://shkolazhizni.ru