Главная / Галерея икон / Ксения Петербургская
Ксения Петербургская |
Размер иконы
Блаженная Ксения несла свой подвиг в Петербурге, в XVIII веке. О детстве и юности блаженной ничего неизвестно. Была она, вероятно, не простого рода, так как мужем святой, именовавшейся в миру Ксенией Григорьевной, был певчий придворного хора Андрей Федорович Петров, служивший в звании полковника. Память народная сохранила лишь то, что связано с началом подвига блаженной Ксении — внезапная смерть горячо любимого ею, цветущего здоровьем мужа.
Потрясенная этим страшным событием, 26-летняя бездетная вдова, дабы спасти своего мужа (умершего без христианского приготовления), отказалась от всех благ мира, отреклась от звания и богатства и, более того, от себя самой. Она оставила свое имя и, приняв имя супруга, совершила свой спасительный подвиг любви к ближнему и юродства Христа ради.
Родственники и знакомые думали, что внезапное горе помрачило сознание молодой вдовы — особенно после того, как Ксения раздала все свое имущество бедным, а дом подарила своей знакомой Параскеве Антоновой — c условием, что она будет даром пускать жить бедных. На вопрос, как же сама она будет жить, блаженная отвечала: “Да что, ведь я похоронила свою Ксеньюшку, и мне теперь больше ничего не нужно... Господь питает птиц небесных, а я не хуже птицы. Пусть воля его будет”.
Жестоким путем в землю обетования шествовати изволила еси, Ксение мужемудренная, — поем мы в каноне блаженной. Целыми днями бродила она по Петербургской стороне, около церкви святого Апостола Матфия. Одета она была в костюм мужа. Когда же это одеяние истлело, Ксения стала ходить круглый год в жалких лохмотьях, а на босых ногах, распухших от мороза, носила рваные башмаки, помышляя: довлеет ми риза крещения.
Злые люди, и в особенности шалуны-мальчишки, глумились над блаженной, сносившей все их нападки и насмешки с кротостью и незлобием. Когда встречались знакомые и обращались к ней по имени, Ксения отвечала: “Ну какое вам дело до покойницы Ксении, она вам ничего худого не сделала”. Милостыню она принимала не от каждого, а только у людей доброго сердечного расположения, всегда лишь копейку, и тут же отдавала ее таким же бедным и нищим, как и она сама. На ночь блаженная уходила за город, в поле, и там молилась. В поле, по ее словам, присутствие Божие было “более явственно”. Когда началось строительство каменной церкви на Смоленском кладбище, блаженная Ксения тайно по ночам поднимала кирпич на леса — вся тяжкая земная ни во чтоже вменяющи.
xenyas.jpgСвоим великим смирением, подвигом духовной и телесной нищеты, любви к ближним и молитвой Ксения стяжала благодатный дар прозорливости. Со временем окружающие стали замечать, что в ее поступках и словах часто кроется какой-то глубокий смысл. Когда она появлялась на рынках и улицах города, всякий, знавший ее, предлагал свои услуги, ожидая за это успеха в своих повседневных трудах и милости Божией. Купцы наперебой упрашивали “Андрея Федоровича” взять что-либо или отведать от предлагаемого товара — ибо они замечали, что если Ксения брала что-либо у хозяина, то его торговля была удачной. Многим она помогала в деле жизненного устройства и душевного спасения. Из множества случаев ее чудесной помощи приведем следующий.
Однажды приходит Ксения к своей давнишней знакомой Параскеве Антоновой, которой подарила свой дом, и говорит: “Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище!” Параскева весьма смущенно восприняла эту нелепицу, однако послушалась блаженной и пошла. На одной из улиц Васильевского острова у самого кладбища увидела она толпу народа и, подойдя, узнала, что какой-то извозчик сбил с ног беременную женщину. Здесь же на земле она родила мальчика, а сама скончалась. Родственников умершей не нашли. Увидев во всем случившемся перст Божий, Параскева взяла мальчика и воспитала его в христианских добродетелях. Этот сын весьма почитал свою приемную мать и содержал ее до глубокой старости. Параскева же благодарила Бога и рабу Божию Ксению за ее повеление принять на воспитание сына.
Блаженная Ксения подвизалась в подвиге юродства 45 лет. Год кончины ее достоверно неизвестен. По разным источникам она последовала между 1794 и 1806 годами.
Отпевание блаженной Ксении совершилось в церкви Апостола Матфия, а погребена она была на Смоленском кладбище, где в свое время помогала строить церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери. После кончины святой чудеса по ее молитвам не прекращались, она по-прежнему была помощницей христианам в бедах и болезнях. Память о блаженной Ксении не исчезала в народе в течение почти двух веков.
В 1902 году над могилой блаженной Ксении была построена часовня с мраморным иконостасом и надгробием. Часовня была всегда открыта для совершения панихид, и, по свидетельству священников, нигде не служилось столько панихид, сколько на могиле блаженной Ксении.
Блаженная Ксения Петербургская была причислена к лику святых на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1988 года, посвященном юбилею 1000-летия Крещения Руси.
Канон блаженной Ксении Петербургской — замечательный образец церковного песнотворчества нашего времени — прославляет подвиг святой, евангельски возненавидевшей грехолюбивый мир и поспешившей в дом Отчий, соделавшей себя Христа ради юродивой и исполненной премирной мудрости, полученной от Бога, чистым оком прозревающей будущая, яко настоящая; избравшую себе пищей молитву усердную, сладким питием — ругания и осмеяния, одеждой — смиренномудрие, увенчанную Духа осиянием...