Главная / Галерея икон / Ангелы и Архангелы / Михаил Архангел
Михаил архангел |
Размер иконы
День 8/21 ноября Православная Церковь посвятила празднованию Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Но что мы знаем о них? Спаситель некогда сказал тайному ученику Никодиму: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном. Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3,12-13). Действительно, земнородным досталось в удел знание о небесном только со слов Сына Человеческого, сшедшего с небес, да богопросвященных пророков. Исключением являются лишь те угодники Божии, которые имели знание о небожителях чрез их явление им.
Из всего сказанного об Ангелах в Священном Писании и у Святых Отцов нам известно, что Ангельский мир сотворен прежде материального, ибо сказано: «В начале сотворил Бог небо» (в смысле нематериальной высшей ступени), а потом «землю» : «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1, 31). Все «хорошо весьма» - не имеющее зла и борьбы с ним, болезней и разрушения. Святые Отцы учат, исходя из этого, что до какого-то определенного момента тварный мир существовал и развивался без наличия зла и борьбы с ним. Бессмертные существа небесного и материального миров были призваны к бесконечному совершенствованию на пути уподобления Богу, т.к. сотворены «по образу» и «по подобию» Божию.
Образ Божий в человеке и также в Ангелах заключается в воспринятых от Творца качествах, как способность мыслить, чувствовать, являть свободную волю, любить и т.д. Но какое же место остается для качества, отмеченного словом «подобие» ? Святые Отцы разумеют в этом слове заданность к вечному совершенствованию тех святых качеств, полученных в день творения в малом объеме, но призванных в процессе возрастания сравняться с Божиими. Это не говорит о том, что они могут сравняться, но призваны к этому. Это есть вечный путь совершенствования в уподоблении Богу, что можно назвать первым законом тварного бытия.
Но как этот процесс происходил? Обычно считают, что Ангелы остаются вечно Ангелами, Архангелы - Архангелами и Серафимы – Серафимами. Но тут возникает масса неувязок. Зачем, спрашивается, нужна ступенчатость, если все проходят один и тот же путь совершенствования? К тому же, как доводит Деонисий Ареопагит, существа высших ступеней имеют все, что имеют и низшие при наличии еще более совершенных качеств, которые не имеют нижестоящие. Такой порядок возвышения уже заставляет считать, что существа переводятся со ступени на следующую ступень с добавлением новых более совершенных качеств, что является новыми «днями» творения. Так человек будет переведен при всеобщем воскресении на следующую ступень бытия, о которой говорит ап. Павел: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человека, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).
Всеобщее воскресение из мертвых является новым восьмым «днем творения» , переводом на новую ступень, о которой Спаситель говорит: «Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» (Лк. 20, 35-36). И когда говорится об обновлении землян и земли, то опять же приводится как в первом стихе первой главы книги Бытие и о небе, т.е. небожителях: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (Отк. 21, 1). В таком случае нужно сказать, что будут не только земляне переведены на следующую ступень бытия, но и все Ангельские ступени. Доказательств сему в Священном Писании много.
Теперь нужно обратить внимание на другой закон тварного бытия. Творец наш, Сам воздействуя на творения своими нетварными энергиями, благодатью Святого Духа, ниспосылая на них поток своей любви и просвещения, так и творения свои одарил способностью изливать свою энергию. Во всем Божием мире наличествует единый порядок: вышестоящие чины, проявляя свою сострадальческую, жертвенную любовь по отношению к нижестоящим, ниспосылают на них поток любви и тем помогают им совершенствоваться. Те же в свою очередь поступают так же. Самые низшие Ангелы имеют попечение о людях, мы же призваны совершенствовать своей любовью животный и растительный мир. Дионисий Ареопагит говорит по этому поводу: «Первая иерархия, будучи просвещена, сколько возможно, Божественною благостью в Богословском ведении, и сама, как Богоподобная иерархия, передает знание сие следующим за нею чинам» (Дионис. Ареоп. О небесн. иерархии). Таким образом, весь тварный мир совершенствуется в первую очередь в любви: в благоговейной к Богу и вышестоящим и в жертвенной по отношению к ближним и нижестоящим.
Однако этот закон совершенствования имел большой недостаток, который в какой-то момент сказался в виде страшной катастрофы. Совершенствование в любви при благочестивом благополучии и при отсутствии испытания ее посредством верности Богу и борьбы с антиподом любви – злом – оказалось неустойчивым. При обладании богоподобной свободной волей, каждое существо подвергается испытанию в своем ежесекундном выборе сделать так или иначе. При наличии борьбы каждая сущность вырабатывает в своем духе опыт противления злу, ненависть к нему. Прошедшие борьбу со злом становятся уже почти неспособными склониться к нему. И наоборот, как известно, одна треть светоносных сущностей по причине отсутствия борьбы впала в неверность и противление Богу.
Это засилье зла образовалось не по вине Творца, но по причине неправильного выбора внутренней направленности сначала одним высочайшим существом, называемым Денницей, а потом распространилось на все нижестоящие миры чрез ниспослание им духа зла взамен должной жертвенной любви. Почти весь Ангельский мир, за исключением какой-то части во главе с другой главенствующей сущностью – Архистратигом Михаилом, впал в неверность Богу. Об этом пишет преп. Нил Мироточивый:
«Денница, дерзнул восхитить подобие, (в славе), Святой Троицы, уготовал себе трон, чтобы вознестись на нем превыше трона Божия (большинством приверженцев); как только стал он осуществлять свой нечистый замысел в духовном мире, то потряслись небеса, поколебались ангелы; не поддержи их Михаил Архангел могучим гласом своим к сопротивоборству, словами: «Станем добре, станем со страхом Божиим», не предвари он сказать сих слов, утвердивших единодушных с ним, - единый Бог весть, что могло бы тогда произойти с небесами небес; единому Богу то известно. По гласе же Михаила Архангела очутился Денница в бездне со своим проклятым троном; говорим: вместе со своим оскверненным полком»(Посмертные вещания Преп. Нила Мирот., 1912, стр.24).
По другим источникам известно, что в этот момент произошло разделение на святые силы, к которым относится две трети Ангелов, и злые, - состоящие из одной трети отступивших от Бога и ставших демонами. Началась война на всех девяти ступенях ангельского мира. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную» (Отк. 12, 7-9).
Подвигу Архистратига Михаила можно восхищаться без конца. Он первый нашел в себе силы обнаружить коварный замысел вышестоящего существа, увидел плоды его гордой переоценки качеств и противостал злу, призвав и других последовать за ним. То, что Денница некогда был начальствующим и над Михаилом, видим из послания ап. Иуды, приводящего в пример поведение Архангела Михаила - пример не злословия начальствующего над собой: «Михаил Архангел, когда говорил с дьяволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» .
Итак, Архангел Михаил является предводителем всех небесных сил в этой страшной войне. А то, что война была страшная, говорят слова: «Они победили его кровью Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Отк. 12, 11). Для нашего лучшего представления о той войне, победа показана земными категориями. Однако ясно одно, что для достижения ее требовалась полная самоотверженность, подобная пролитию крови Агнца, чтоб даже не возлюбить души своей до смерти. И в то же время борющиеся со злом и ложью святые силы имеют основным оружием возвещение истины и обличение лжи.
Война на небе закончилась победой святых сил, и теперь она продолжается на нашей грешной планете. Началась последняя битва с 1917 года, когда сошел на землю «большой красный дракон» - воцарились красные большевики. Какая это была война, мы знаем хотя бы по страницам истории. Какой же апогей этой войны будет при воцарении дьявола в лице злейшего и лукавейшего человека – антихриста, не дай Господи, могут сподобиться увидеть многие из живущих в наши дни. Это видно по тому, как спешат злые силы установить новый мировой порядок, как производится глобализация во всех сферах жизнедеятельности планеты.
Наша многострадальная Русь опять готовится стать ареной борьбы. Не успела Россия избавиться полностью от большевизма, внедренного злыми силами, некогда распявшими Христа, как теперь они же спешат внедрить свою диктатуру под другим видом. Опять насаждается однопартийная система, характерная черта фашизма. Опять задавливается свобода, лишаются всех возможностей патриотические, истинно православные силы. И дай-то Бог, чтоб чрез преодоление всех трудностей пришло на Русь обещанное явление православной монархии, чтоб подготовиться к ужасным испытаниям в пришествии антихриста.